Модели коммуникации: модель Берло

Давид Берло Модель коммуникации.

Давид Берло

Берло, предлагая свою модель коммуникации, обратил внимание на коммуникацию в целом. При построении модели коммуникации в целом, характеристики говорящего и слушающего, по Берло, проявляются в ином ракурсе. Простейшая модель общения включает отправителя и получателя информации, сообщение и канал связи.

Модель коммуникации Д. Берло

Д. Берло, специалист в сфере коммуникаций, конкретизируя модель коммуникации, в 1960 году предложил модель «ИСКП» (SMCR). (По названию входящих в нее элементов в виде аббревиатуры ИСТОЧНИК — СООБЩЕНИЕ — КАНАЛ — ПОЛУЧАТЕЛЬ).

Элементы модели:

  • источник;
  • сообщение;
  • канал;
  • получатель.

Иногда эту модель называют «Стэнфордская модель коммуникации«.

Модель коммуникации Берло

Модель коммуникации Берло

Для каждого элемента модели им были выделены характеристики.

Отправитель и получатель речи:

  • коммуникативные наывыки,
  • установки (аттитюды),
  • социальная система,
  • культура;

Сообщение:

  • структура,
  • код,
  • содержание;

Канал связи

  • зрение,
  • слух,
  • осязание,
  • обоняние
  • вкус.

Модель ИСКП достаточно проста в использовании, при изучении отдельных компонентов процесса коммуникаций.

Недостатки модели Берло

  • однонаправленность (линейная модель);
  • отсутствие анализа обратной связи;
  • Процесс коммуникации не учитывает «шум» или какие-либо барьеры;
  • Оба человека должны быть на одном социальном уровне.

Простота является несомненным достоинством приведенной кибернетической модели, но нельзя не согласиться с мнением М. Бахтина о том, что рассматривать «слушающего» или «получателя речи» как пассивного партнера «говорящего» было бы в корне неверно, в научном плане такое понимание – фикция».

 

Коммуникационная модель ИСКП Берло на практике

Модель основана на поведенческих науках и теории Аристотеля. Строится на более ранней модели, модели Шеннона-Уивера. В модели Шеннона-Уивера коммуникация делится на пять компонентов: источник, передатчик сообщения, сигнал, приемник и получатель. Основываясь на модели Шеннона и Уивера, Берло добавляет еще один компонент — программирование или инструктирование и интерпретацию отправителя и получателя.
Модель Берло тогда известна как модель ИСКП (SMCR).

Модель ИСКП обозначает первую букву каждой из моделей, обозначающих Источник, Сообщение, Канал и Приемник. В английском написании — SMKR, Sender-Message-Channel-Receiver.

  • Источник — это начало, начало коммуникации, основанной на установках, навыках, знаниях отправителя и окружающей среды.
  • Сообщение — это физический продукт отправителя, его содержание.
  • Канал — это способ передачи информации в органы чувств получателя для ее оценки.
  • Получатель — человек, которому предназначено сообщение, и получатель должен дать обратную связь отправителю, выполнив такие же шаги, что и отправитель сообщения.

Модель Берло — это процесс, который по существу представляет собой процедуры, направленные на достижение конкретных целей или цели, значимость этой коммуникативной модели ставится на реакцию или отклик. Берло утверждает, что между отправителем и получателем существует личная связь.

Теория коммуникации Берло

Теория коммуникации Берло объясняет, как люди общаются друг с другом. Поведение людей и их взаимоотношения анализируются двумя способами: говорящим и принимающим или, другими словами, говорящим и слушающим. В этой модели общение рассматривается как скоординированный или синхронизированный процесс, помогающий людям справляться с повседневной средой в их жизни.

В модели Берло коммуникация классифицируется как обмен идеями между обеими сторонами в несколько этапов, тогда как разговор между обеими сторонами в значительной степени зависит от эффективности отправителя и получателя информации. И способности устранить шум или любой барьер, который может встать на пути того, как сообщение передается или интерпретируется. Правильность передачи сообщения и правильная реакция получателя зависит от того, насколько точно доставленное сообщение соответствует его предполагаемому назначению, и уровня шума, который мешает передаче. Как уже объяснялось ранее, сообщение — это физический продукт отправителя, содержание.

В процессе передачи есть несколько других факторов, которые являются кодом, содержанием, обработкой, элементом и структурой. Когда все вышеперечисленные условия выполняются человеком путем преобразования его мыслей в слова, создается сообщение. Этот процесс также называется кодированием.

Джон: «движение здесь никогда не бывает хорошим.

Алекс: «я согласен. Было бы здорово, если бы здесь проходил поезд или линия метро.

Джон: «это было бы так здорово. Я бы обязательно сел на поезд, если бы он у них был.»

Выше приведен пример разговора, который показывает результат коммуникации, созданный из всех элементов, содержащихся в коммуникационной SMCR-модели.

Содержание

Человек не может полностью показать свои внутренние мысли другим. Из-за этого мысль должна быть облечена в слова, а содержание должно быть подготовлено. Это происходит потому, что контент — это сценарий преобразования. Проще говоря, это основа любого общения.Джон: «движение здесь никогда не бывает хорошим.» Все, что Джон общался с Алексом, рассматривается как содержание сообщения, где он объясняет свое недовольство дорожной ситуацией. Так как для говорящего важно тщательно подбирать слова и хорошо заботиться о содержании речи. Джон выбрал для выражения своего мнения разумную, точную, четкую, связанную с мыслью обсудить дорожные пробки, которые часто случалась на дороге, для его слушателя в надежде, что его слушатель в этом контексте «Алекс» должен ответить, дав такую же разумную обратную связь по той же теме.

Алекс выразил свое согласие, сказав Алексу: «Я согласен. Было бы здорово, если бы здесь проходил поезд или линия метро.» Это показывает продолжение обсуждаемой темы, но с добавлением ответа, который предлагается Алексом в том же процессе и согласуется с тем, что Джон сказал раньше, заявляя о своих пожеланиях, чтобы существовала линия метро, которая помогла бы уменьшить заторы на дорогах. Джон: «это было бы так здорово. Я бы обязательно сел на поезд, если бы он у них был.» Эта линия разговора затем поддерживается Джоном, когда предполагаемый разговор достиг темы, которая понравилась ему, то есть выражая свое желание ездить на поезде, если бы он был на дороге.

Элемент

Ранее уже упоминалось, что человек не может продолжать говорить в одиночку. Человек, который постоянно говорит в одиночестве без какой-либо ожидаемой обратной связи от слушателей, определенно потеряет интерес через некоторое время. Речь должна сочетаться с большим количеством движений рук, жестов, поз и мимики, движений тела, чтобы захватить внимание слушателей и сделать речь впечатляющей. Движения рук, жесты, позы, мимика, движения тела, жесты — все это подпадает под элементы Сообщение.

Ожидается, что Джон в этом случае покажет недовольное выражение лица при взгляде на предполагаемой дороге, чтобы показать Алексу реакцию на его тему.

Затем Алекс отвечает, показывая на лице соответствующее выражение, соответствующее ответу, который он дал Джону. В этом случае довольное выражение может быть связано с тем, что кто-то имеет такое же мнение о субъекте, как и высказанное пожелание, и при этом двигает рукой, чтобы показать согласие, глядя на объект.

Это согласие может также появиться на лице Джона, когда он произнес третью строчку, выразив согласие с высказанным ранее предложением.

(Nazirah Abdullahalim)

Д. Берло

Дэвид Кеннет Берло (1929 — 23 февраля 1996 года) был теоретиком американских коммуникаций. Он преподавал в Мичиганском государственном университете, а затем служил президентом Университета штата Иллинойс .

Он был воспитан в Сент-Луисе , штат Миссури , и изучал психологию в Университете штата Иллинойс в Урбана-Шампейн . Остался в UIUC, чтобы продолжить свою докторантуру под руководством У. Шрамм. Был основателем факультета связи в Мичиганском государственном университете, в котором работал в период с 1958 по 1971 год.  Он стал  президентом в Университете штата Иллинойс в 1971 году, но подал в отставку в 1973 году. Причиной подслужили сомнения в правомерности использования им средств университета. Берло переехал в Санкт-Петербург, штат Флорида, где он умер в возрасте 66 лет 23 февраля 1996 года.

Другие модели массовой коммуникации

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *