Как написать статью о продукте: рекомендации от практика

Как написать статью

Как написать статью

Советы, как написать статью от копирайтера-практика. Статья, по словам автора – переработанное и дополненное выступление на  конференции «ДавайПиши».

Публикуется в сокращении. Полная версия по ссылке в конце статьи.

Александр Васильев.

Краткий чек-лист по написанию статьи .

  • Задаем вопрос «кто и зачем это будет читать»;
  • Определяем цель статьи;
  • Определяем аудиторию (а значит, и стилистику);
  • Обозначаем для себя целевое действие читателя;
  • Собираем материал: пишем сами, ищем информацию в интернете, опрашиваем экспертов;
  • Проверяем факты;
  • Делаем план статьи;
  • Пишем сам текст;
  • Форматируем (заголовки, абзацы, списки) и структурируем;
  • Украшаем картинками, графиками, таблицами;
  • Проверяем грамматику и орфографию, удаляем лишнее;
  • Редактируем.

Как написать хорошую и полезную статью

Как написать не просто статью, а действительно хорошую и полезную статью, которую будут читать? Статью, которая будет приносить пользу не только читателям, но и, что самое важное, тому, кому она нужна.

Написание статьи, точнее набор текста и его форматирование — самая простая, и самая меньшая часть работы над статьей. И об этом обычно умалчивают те, кто предлагает «научиться мастерству написания вкусных продающих текстов» за три дня на курсах копирайтеров.

До того как…

Перед тем, как сесть за письменный стол, взять в руки перо или ноутбук, перво-наперво нужно сесть и подумать над несколькими важными вопросами:

  • Для кого вы пишете.
  • Зачем это нужно тому, для кого вы собираетесь писать.
  • Что читатель должен сделать после прочтения статьи.

Или еще короче: кто и зачем будет это читать?

Аккуратно выпишите ответы на эти вопросы на отдельный листок. Это и будет черновой план вашей статьи.

Определяем цель и аудиторию статьи

Зачем мы пишем эту статью?

Какие цели могут быть у статьи?

Информационная статья

Донести информацию до потенциального потребителя. Проинформировать о продукте. Рассказать о скидках, показать возможности, пообещать счастливую и долгую жизнь. Дать читателю информацию, возможно, ненавязчиво подтолкнуть к размышлениям, но не требовать от него немедленно купить.

Рекламная статья.

Прямая реклама продукта. Иногда статья не должна ходить вокруг да около, а прямо рекламировать определенный продукт. Обычно в конце такой статьи читателю предлагается немедленно приобрести этот самый продукт, пока не поздно.

Нативная реклама. Это когда вы читаете статью, и никакой рекламы в ней вроде бы нет. В статье, например, сравнивается и обсуждается сразу несколько различных продуктов. Но в итоге читатель делает вывод (как ему кажется, самостоятельный), что один из продуктов выглядит получше остальных и надо бы к нему присмотреться поподробнее. Если реклама вашего продукта не слишком явная — это «нативка», если прям видна — это «джинса».

Статья для SEO продвижения сайта

SEO. Целью статьи может быть банальная поисковая оптимизация. И в текст статьи должны быть вписаны отобранные seo-специалистом особые ключевые фразы. На самом деле любая статья должна быть и полезной для читателя, и полезной для SEO.

Кто это будет читать?

У каждой статьи должна быть и своя аудитория. Не бывает «статей для всех». Поэтому нужно заранее понимать, кто будет читать эту статью.

Даже если тема статьи касается всех – с каждой аудиторией из них надо разговаривать на понятном ей языке.

Что должен сделать читатель?

Большинство статей пишутся для того чтобы читатель получил какую-то полезную информацию. Но читатель не просто должен получить информацию о вашем продукте, но и понять, что этот продукт ему жизненно необходим (или, по крайней мене, может пригодиться).

  • Читатель должен решить какую-то свою проблему: получить ответы на свои вопросы.
  • Читатель должен совершить какое-то действие после прочтения статьи: перейти по ссылке, подписаться на вашу почтовую рассылку, зайти в каталог товаров, оставить контактные данные в форме, вступить в группу Вконтакте или на Фейсбуке и т.д.
  • Читатель должен купить или заказать. Это действие — для прямых рекламных статей.

 

Собираем материал для статьи

Второй вопрос, который возникает перед написанием — где брать материал.

Получить у заказчика

Самый первый и самый надежный источник информации — это ваш заказчик. Заставьте его рассказать вам о своем продукте, так как он знает свой продукт лучше кого бы то ни было. Идеально — если после хорошего и продуктивного разговора с клиентом о его продукте все вопросы, поставленные в самом начале этой статьи, окажутся закрытыми.

Найти информацию в интернете

Второй источник информации — интернет. Если как следует погуглить или пояндексить, то информацию об этом или о точно таком же продукте можно найти в сети. Например, на сайтах конкурентов. Обязательно изучите эти сайты, прочитайте статьи, но не для того, чтобы просто сделать рерайт, а в первую очередь для того, чтобы сделать не так, как у конкурентов.

Не забывайте проверять информацию. В сети много врут. Проверяйте все факты и цифры. Ссылка на источник данных в тексте будет совсем не лишней, а наоборот, прибавит «веса» вашей статье.

Спросить эксперта

Во-первых, это может быть кто-то из сотрудников компании заказчика, тот, кто непосредственно работает с этим продуктом.

Во-вторых, это может быть знакомый, хорошо разбирающийся в предмете

В третьих, эксперта можно найти в интернете. Не первый, так второй наверняка согласится с вами пообщаться некоторое время и ответить на пару-тройку ваших вопросов.

Возможно, эксперту придется заплатить. Это нормальная практика — платить за консультацию.

Строим скелет и пишем план

Как сделать план статьи? Вариантов масса. Например, просто взять и составить список тем и вопросов, которые будут затрагиваться в статье. Это и будут первоначальные заголовки разделов и подразделов. Добавьте к этому списку вступление и заключение — и, в общем-то, план статьи у вас готов.

План можно не писать, а рисовать. Да, взять и нарисовать ментальную карту. На ментальной карте наглядно видно, о чем пойдет речь в том или ином разделе. Раздел можно тут же дробить на подразделы, и даже вписывать какие-то кусочки текста для будущей статьи, оставлять примечания, сразу расставлять якоря и ссылки. Очень удобно.

Некоторые авторы используют для составления плана статьи доски со стикерами. Используйте такую доску, хоть реальную, хоть виртуальную, для написания статьи? Например, тот же самый знаменитый сервис Trello прекрасно подойдет для планирования большой статьи или сценария.

В общем, не особо важно, в чем вы составите план. Главное, чтобы план был, и вы сами четко видели структуру будущей статьи.

Наконец-то пишем

План готов, материалы собраны, можно начинать писать. Открывайте свой любимый текстовый редактор и начинайте заполнять пустые листы текстом. В каком редакторе писать — не особо важно. Главное, чтобы он поддерживал минимальные функции форматирования: мог делать заголовки в несколько уровней, составлять нумерованные и маркированные списки, менять шрифт и его начертание, давал возможность вставлять в текст сторонние объекты — диаграммы, фото, таблицы и т.д.

Во время написания можно не слишком обращать внимание на форматирование. Просто записывайте всё, что нужно. Когда текст будет готов, можно будет переходить к форматированию: делить на части, ставить заголовки и подзаголовки разделов, менять абзацы и разделы местами, оформлять списки, вставлять иллюстрации и всё такое. Но пока — только текст, только идеи.

Создаем стиль повествования

А вот на стилистику вашей статьи нужно обращать внимание. Разные аудитории по-разному реагируют на стилистику текста. Пишите статью на языке той аудитории, к которой вы обращаетесь.

Редактируем и форматируем текст

Когда всё, что вы хотели сказать, перенесено на бумагу или на листы текстового редактора, самое время дать статье отлежаться. Идеальный вариант — отложить работу до завтра, на день. Так ваш мозг отвлечется от мыслей о статье, и у вас появится тот самый «свежий взгляд». С которым и нужно приступать к редактуре.

Редактируем заголовки

Вычитывать и править начинайте с заголовков и подзаголовков.

Сколько заголовков должно быть в статье? Всё просто: ровно столько, сколько вам нужно. Нужно помнить только одно правило: заголовок верхнего уровня (h1) — только один, заголовки второго и третьего уровня (h2 и р3) — столько, сколько вам нужно.

Во-вторых, надо посмотреть, есть ли в заголовках нужные вам seo-запросы. Поисковые роботы очень любят, когда ключевые фразы есть в заголовках, и первым делом ищут их там, а потом уже среди текста.

Режем на абзацы, форматируем текст

Порежьте полотно текста на небольшие абзацы. Возьмите себе за правило: одна мысль — один абзац. Одну мысль вполне можно уложить в семь-восемь строк.

Разбавляйте абзацы другими инструментами форматирования. Главную мысль абзаца можно выделить курсивом или полужирным начертанием, чтобы привлечь к ней внимание.

В текст статьи можно (а в некоторых случаях, нужно) вставлять ссылки на сторонние ресурсы, особенно когда вы приводите какие-то факты, ссылаетесь на какие-то источники информации или на какой-то продукт.

Маркированные и нумерованные списки — еще один хороший элемент для того чтобы разбавить оформление статьи. Список хорош в следующих случаях:

  • Когда вы перечисляете какие-то свойства или возможности продукта.
  • Когда вы пишете пошаговую инструкцию. В этом случае идеально сделать нумерованный список: один пункт — один шаг.
  • Когда вы даете читателю краткий чек-лист. Я тоже потом сделаю в конце статьи небольшой чек-лист.

Сколько пунктов должно быть в списке? Наверное, минимум два.

Визуально украшаем

Статья, конечно, может быть опубликована где-то и без визуального сопровождения. Но так бывает редко. Даже научные статьи или технические описания в 99% случаев сопровождаются визуальным контентом — фотографиями, картинками, иллюстрациями, графиками, схемами и т.д. Визуальный контент в статье играет несколько ролей:

  • Поддерживает текст и способствует лучшему восприятию материала.
  • Сам является источником информации.
  • Разбавляет текст, переключая внимание читающего с одного типа восприятия на другой.

Число картинок чаще зависит от размера статьи.  Если у вас есть несколько подзаголовков, хорошим вариантом будет тематическая иллюстрация или фото после каждого подзаголовка.

Инфографику, таблицы и диаграммы вставляйте только в то место статьи, в котором они упоминаются.

Проверяем грамматику и орфографию

Статья должна быть написана грамотно, без орфографических и грамматических ошибок.

Можно и нужно пользоваться сервисами проверки грамматики и орфографии.

Не забывайте про различные онлайн-словари и справочники. Обязательно поставьте себе в закладки сервис Грамота Ру. Здесь есть всё, что может понадобиться пишущему человеку.

Вместо эпилога

В принципе, это всё. Именно так (или почти так) делаются и пишутся хорошие полезные статьи на любую тему: от грудного вскармливания младенцев до тяжелого машиностроения. Какие-то этапы можно сократить, какие-то растянуть, но в целом процесс написания статьи происходит так.

Полный текст статьи — https://basilioff.wordpress.com/2019/12/20/how-to-write-a-good-article/ 

 

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code