Концепции маркетинга

концепции марктеинга

Эволюция концепций маркетинга

Для начала разберемся, что означает термин «концепция». Термин «Концепция» происходит от латинского слова conceptio, что переводится как понимание, система. Т.е. концепция – это определённый способ понимания предмета или явления. Концепция показывает основную точку зрения на предмет или процесс. Можно определить концепцию и как основную идею, раскрывающую рассматриваемую область.

Термин «маркетинг» появился в начале ХХ века, и с его появления прошло более ста лет. Естественно, что за время выделения маркетинга как направления в науке управления, понимание маркетинга и трактовка задач стоящих перед ним изменялись.

Таким образом, концепция маркетинга – это основная идея, которая использовалась менеджерами для достижения целей бизнеса при управлении компанией. По мере развития рынков и изменения экономической ситуации развивалась и изменялась и концепция маркетинга. Обычно выделяют следующие концепции маркетинга:

7 основных концепций маркетинга

Можно выделить следующие 7 основных концепций маркетинга, в основе каждой из которых лежат свои подходы и методы работы.

  1. Производственная концепция маркетинга

В производственной концепции маркетинга главным становится увеличение объемов производства существующего ассортимента товаров. Ведь при  совершенствовании производства предприятие увеличивает выпуск товаров и, как правило, в этом случае снижается их себестоимость. Это ведет к тому, что можно будет снизить цену для покупателя и следовательно, к увеличению спроса.

  1. Товарная концепция маркетинга

Товарная концепция маркетинга принимает за основу положительное отношение потребителя к товару, который имеет  хорошее качество, иногда ее называют продукт-ориентированной концепцией.  Если такой продукт продается по приемлемой цене, потребитель будет предпочитать его при выборе из ряда аналогичных вариантов.

  1. Сбытовая концепция маркетинга

Концепция сбытового маркетинга (маркетинга, ориентированного на продажи) начала активно использоваться с 30-х годов прошлого века. Развитие производства, а затем и использование в конкурентной борьбе товарного маркетинга привели к ситуации, когда предложение, пусть немного, но стало превышать существующий спрос. Цены на товары понизились настолько, что они стали доступны многим потребителям. При этом за кошелек покупателя боролись несколько продуктов, обладающих различающимися характеристиками.

  1. Концепция традиционного маркетинга

Концепция традиционного маркетинга ориентирует компанию на учет особенностей потребителей. Все средства оперативного маркетинга:  продукт, цена, сбыт, продвижение, используются в расчете на особенности покупателя. Именно комплексное использование всех средств маркетинговой конкуренции дает выигрыш в борьбе за потребителя.

  1. Концепция социально-этического маркетинга

Концепция социально-этического маркетинга нацеливает компанию на использование комплекса мероприятий, направленных на решение социальных проблем в обществе. Социальная проблема при этом большого значения не имеет главное – обозначить свое желание эти проблемы решать и участие компании в практических действиях. В рамках концепции социально-этического маркетинга предприятие нацеливается на решения, которsе учитывают интересы общества.

  1. Концепция маркетинга взаимоотношений

Маркетинг взаимоотношений дополнил концепции маркетинга в 90-х годах. Маркетинг взаимоотношений можно рассматривать и как концепцию управления маркетингом, и как инструмент маркетинга,  обеспечивающий  удержание  потребителей  путем  создания новой ценности.

  1. Концепция холистического маркетинга

Использование концепции холистического маркетинга может существенно улучшить восприятие бренда потребителем, но требует дополнительных ресурсов и широкого спектра маркетинговых инструментов.

В условиях крайне высокой конкуренции брендов на глобальных рынках это возможно и оправдано, но в российских условиях холистический маркетинг актуален скорее для крупных компаний, работающих на конкурентных рынках. Впрочем, основные идеи могут использоваться и небольшими компаниями для повышения конкурентоспособности.

Более подробно о перечисленных концепциях можно прочитать по ссылкам на концепции.

Концепции маркетинга на временной шкале

Если расположить концепции маркетинга по их популярности у маркетологов и использованию в компаниях как основы для маркетинговой деятельности, то получим примерно такую картину, как показано на рисунке.

Концепции маркетинга

Концепции маркетинга

 

Отличаются концепции маркетинга акцентами в маркетинговой деятельности, на которую каждая из концепций ориентируется в первую очередь. В свою очередь, в зависимости от конкретной ситуации в которой находится компания, она может ориентироваться на ту или иную концепцию, Таким образом, развитие маркетингового мышления компании зависит от того, на какие аспекты она ориентируется в своей деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *