Модели коммуникации: Модель Ньюкомба

THEODORE M.NEWCOMB

Теодор Ньюкомб

Модель коммуникации Ньюкомба разработана и опубликована в 1953 году американским социологом и психологом Теодором Ньюкомбом (англ. Theodore Mead Newcomb). Модель Ньюкомба рассматривает отношения между участниками и объектом коммуникации и описывает влияние этих отношений на характер и результат коммуникативного взаимодействия. 

Модель Ньюкомба.

Теодор Ньюкомб предложил учитывать отношения, кото­рые устанавливаются между агентами общения и между ними, и объектом речи. Схематически такая минималь­ная система имеет следующий вид:

Модель коммуникации Ньюкомба

Модель коммуникации Ньюкомба

Возникают следующие виды ориентации: А по отно­шению к X, А по отношению к В, В — к Х и В — к А. Об­щей тенденцией коммуникации является стремление к симметрии. Если А и В сориентированы друг к другу по­ложительно, то они будут стремиться к совпадению сво­его отношения к X. При несовпадении отношения друг к другу будет несовпадать и отношение к X. Совпадение отношения к X при несовпадении отношения друг к дру­гу будет восприниматься как ненормальное. Данная модель задает динамику изменений, к которым будет стремиться ком­муникация — к созданию симметричных отношений, одинаковой оценке объектов при одинаковой оценке друг друга.

Модель основана на предположении, что коммуникация выполняет необходимую социальную функцию, позволяя двум или нескольким субъектам поддерживать одинаковые, «симметричные» ориентации по отношению друг к другу и к объектам окружающего мира

По Ньюкомбу социальная роль коммуникации заключается в поддержании социального баланса и стабильности в социальной системе путем достижения симметрии в различных коммуникативных ситуациях. Такая роль коммуникации обусловливается психологической потребностью человека в ориентации, побуждающей его вступать в коммуникацию. Под ориентацией в данном контексте понимается эмоциональная оценка, опирающаяся на когнитивную осведомленность об объекте. Когнитивная осведомленность представляет собой освоенную субъектом информацию об объекте.

Модель предполагает, что нарушение сбалансированности позиций индивидов А и В по поводу Х или во взаимоотношениях между ними в соответствующих условиях будет стимулировать коммуникационный процесс, направленный на достижение «симметрии», одинаковой оценки объектов при одинаковой взаимооценке, что принято называть «нормальным состоянием» системы взаимоотношений.

Впоследствии Ньюкомб дополнил свою модель некоторыми ограничениями, уточнив, в частности, необходимые условия, при которых будет инициироваться коммуникационный процесс: а) между индивидами А и В должно существовать сильное «взаимное притяжение»; б) объект Х должен представлять важность хотя бы для одного из индивидов; в) объект Х должен быть, в общем, приемлемым для обоих индивидов.

Очевидно, что с учетом указанного дополнения модель Ньюкомба может быть использована в качестве достаточно наглядной иллюстрации взаимоотношений между политическими единомышленниками.

Теодор М. Ньюкомб.

Теодор М. Ньюкомб (24 июля 1903) родился в Рок-Крик, на северо-восточной оконечности Огайо. Пионер в области социальной психологии. В течение 50 лет он работал над природой человеческой мотивации, восприятия и обучения, чтобы сформировать глубокое понимание социального процесса. В 1929 году он начал свою профессиональную карьеру на кафедре психологии Мичиганского университета. В 1931 году он переехал из Мичиганского университета в Кливлендский колледж Западного Резерва. В 1934 году он получил отличное предложение от New Bennington College в Вермонте, которое вызвало значительные изменения в его профессиональной карьере. Его работы “личность и социальные перемены” (1943), “Социальная психология” (1950). Он опубликовал новый социальный подход в области коммуникации, который называется системой » ABX “(позже она стала моделью Ньюкомба) и опубликован под названием”подход к изучению коммуникативных актов (1953)». Еще одна большая работа в области социальной психологии под названием “процесс знакомства” (1961).

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code