Доля компаний, внедривших CRM, по сравнению с 2019 годом увеличилась с 14% до 17%. При этом число компаний, не слышавших о CRM, сократилось с 63,7% до 55%. Тройка самых популярных CRM на российском рынке остается той же.
Рейтинг CRM 2020 года.
Известность
Первое место в рейтингах известности и узнаваемости CRM-систем принадлежит «Битрикс24».
Спонтанная известность этой CRM выроста до 24% такая доля российских компаний вспомнили и назвали ее самостоятельно в 2019 году. По сравнению с 2018 годом спонтанная известность выросла более, чем в 2 раза.
Наведенная известность Битрикс 24 выросла чуть меньше. С подсказкой этот бренд узнали 31,5% опрошенных.
За год узнаваемость наиболее сильно выросла у AmoCRM, SAP и Bpm’online sales.
Внерения
Наиболее распространенными CRM-системами среди российских пользователей являются «Битрикс24», AmoCRM, Bpm’online sales, Microsoft Dynamics, SAP, «1С: Первый Бит», «Простой.ру», «Системы Клик», Zoho.
Среди всех внедренных в России CRM-систем доля «Битрикс24» в 2019 года наивысшая — 43,5%. Программу собственной разработки используют около 7% компаний. 18,8% опрошенных используют подобное ПО, но не смогли вспомнить его название.
Интересно сравнить число внедрений с планами внедрения CRM, озвученные в январе 2019 года.
Уровень внедрения CRM-систем в России (январь 2019 г.)
- Мы никогда не слышали о CRM — 63,7%
- У нас нет CRM и мы не планируем ее внедрять — 19,3%
- Да, у нас в компании внедрена CRM, это первая CRM с которой мы работаем — 9,9%
- Да, у нас в компании внедрена CRM, это НЕ первая CRM с которой мы работаем — 4,1%
- Наша компания планирует внедрить CRM — 1,7%
- Мы отказались от использования CRM, она была, но мы не будем внедрять новую — 1%
Внедрить CRM планировали около 2% компаний (с учетом тех, кто уже находился в процессе внедрения в момент опроса. Оказалось, что внедрили в два раза больше.
Лидеры
Доли компаний, разработчиков, в этот раз исследователи не показали.
В прошлом году ситуация складывалась следующим образом.
Если пересчитать, то доли рынка (по количеству установок) в прошлом году выглядели следующим образом:
Перспективы
Наталья Пчеловодова, глава отдела маркетинговых исследований J’son & Partners Consulting,
«По внедрению CRM-систем Россия пока не достигла уровня развитых стран: если у нас уровень проникновения CRM вырос до 17%, то в Европе уже около 35-40% компаний используют такие сервисы, в США — больше 90%»
Похоже за три года ситуация поменялась. В 2017 году TAdviser отмечала, что крупные компании, которые выбирают систему как платформу для развития бизнеса, пока не находят альтернативы зарубежным решениям.
По итогам 2016 года объем отечественного рынка CRM оценивался на уровне 10,4 млрд рублей.
Тенденции
Тенденцией рынка CRM является включение в функционал мобильной версии. Все больше пользователей нуждаются в мобильности: частые встречи и разъезды, постоянные командировки — все это требует, чтобы под рукой всегда был полный набор инструментов для эффективной работы. Полноценная CRM должна позволять выполнять любые действия со смартфона.
Еще одна тенденция – запрос пользователей на полноценную аналитику. CRM-системы будут стремиться систематизировать всю информацию с помощью своих инструментов и на выходе предоставить полный анализ каждой продажи.
из всех популярных систем не увидела систему Receptioner (receptionerapp.com). Да хоть и эта система только начала свою деятельность, но мне она симпатична, у данной системы мне очень нравится оплата, которая рассчитана так, что разные организации платят только за использование и количество бронирований, поэтому у каждой организации будет индивидуальна сумма для оплаты. Также если Вы сами не сможете сделать все, то у нас есть VIP поддержки, которая сделает все за вас и также будем Вам помогать во всем. Оплата производится каждые 7 дней и только за пользование. Например, если Вы не пользуетесь системой, то и оплаты не будет. Оплата также производится не наперед, а только после использования. На официальном сайте receptionerapp.com можно увидеть данные для связи и подробную информацию, связь у них происходит через почту, Instagram и Facebook, если возникнет какая-то проблема, но у них не нашла номера телефона.
Если только начала свою деятельность, то вряд ли популярная.
Кроме того, она специализированная. Модель монетизации подразумевает оплату за транзакцию покупателя. Мне кажется это нелогично.