Из истории киевской рекламы

Реклам галошУкраинская и киевкая реклама имеет свою историю. Во второй половине XIX в. Украина стала одним из самых развитых промышленных районов Российской империи. Становление экономики стимулировало развитие рекламы и средств массовой информации – газет и журналов. Реклама стала классическим средством продвижения товаров на рынок.

Историк Александр Витолин исследовал, как развивалась реклама в старом Киеве.

Становление киевской рекламы

Первая киевская реклама, относительно примитивная, была рекламой, только начавшего входить в капитализм города еще не порвавшим со своим старосветским прошлым.

Периодом становления киевской рекламы можно считать вторую половину 19 века. Тогда господствующим слоем общества было дворянство, образ жизни которого требовал больших затрат — даже если для этого не хватало состояния. Офицер — дворянин скорее проиграл бы полковую кассу и пустил себе пулю в лоб, как того требовали тогдашние понятия чести, чем вышел бы в отставку и начал бы заниматься торговлей.

Дворянство находилось в меньшинстве, но при этом сосредоточило в своих руках всю власть, что тормозило развитие экономики из-за оторванности правящего класса от жизни. Все остальные слои населения, которые составляли большинство киевлян, уважали власть, и как могли следовали такому же образу жизни. Поэтому, в определенном смысле можно сказать, что в имперском Киеве дворянство играло роль пиарщиков и рекламщиков, выбирая, что станет модным, но денег за это не получало. Однако такая «реклама» влияла только на торговлю одеждой, элитными напитками, духами. Все остальные участники экономической жизни должны были надеяться только на себя в сонливом ритме жизни империи.

3 факта о будущих потребителей рекламы:

  1. Каким было экономическое положение рядовых киевлян? Большинство из них не были ни подавленными, ни нуждающимися, но их возможности как покупателей были все-таки ограничены.
  2. Важнее, что далеко не все киевляне в те времена умели читать или имели достаточный словарный запас, чтобы оценить рекламное описание какого-то нового товара. Поэтому вкладывать большие средства в рекламу пока еще не было смысла, разве что это должна быть реклама ради рекламы, а не прибыли.
  3. Не менее важным фактором были технические возможности производителей рекламной продукции, которые значительно отличались от современных.

Реклама в адресных справочниках

Возможностей для развития рекламной индустрии на рубеже 19-20 веков было совсем мало, тем легче проследить этот процесс.

Артефакт киевской рекламы — «Памятная книжка Киевской губернии», издаваемая киевским губернским статистическим комитетом. В первую очередь, это был обычный справочник по указателю членов российского императорского дома и представителей российской власти от полицмейстера до губернатора. Но с каждым годом в справочнике печаталось все больше и больше рекламы.

Рекламные объявления в справочнике Весь киев 1

И это был прогресс. Потому что в первых путеводителях по Киеву главное внимание уделялось православным местам для паломничества. О гостиничном бизнесе, питания, перевозчиков почти не вспоминали, потому что Киев рассматривался как Иерусалим Российской империи, а не экономический, финансовый и туристический центр.

Вслед за «Памятной книжкой Киевской губернии» появились справочники «Весь Киев», подготовленные частными издателями. В таких справочниках содержалась общая информация о предприятиях, учреждения, организации и алфавитный указатель жителей Киева.

А еще там была реклама с дополнительным указателем учреждений, фирм и лиц, разместивших объявления. Характерно, что и в этих справочниках печатали данные о членах российского императорского дома, религиозные праздники, места для паломничества.

Сейчас по таким справочниками мы можем составить представление о развитии тех или иных отраслей.

Отраслевая реклама

Денег на печатную рекламу в Киеве не жалели:

  • магазины одежды и обуви
  • торговые агенты
  • инженеры

В то время, когда торговец салом пытался как-то выделиться, некоторые торговцы ограничивались сухими справочными данными.

Пренебрегали рекламой:

  • торговцы золотом, серебром, бриллиантами
  • ювелиры

Похоже, у ювелиров в то время было свое представление о ведении бизнеса. Наличие в справочнике мастера внешних вывесок свидетельствует, что предприниматели Киева стали рассматривать внешнее оформление как способ заинтересовать клиентов.

Рекламное объявление гостиницы

Лучше рекламное объявление в киевском справочнике Владелец отеля сообщил в объявлении цену номера и добавил подпись: «извозчикам не верить!»

Реклама сейфов

Реклама огнеупорных сейфов

Оригинальные и наиболее художественные объявления давали предприниматели, чья деятельность была связана со странами Европы. Они получили новый опыт, который поспешили реализовать через объявления. Например, большим количеством медалей и знаков отличия из Европы выделялась реклама огнеупорных сейфов.

Реклама зажигалок

Торговец зажигалками, которые были изобретены еще до появления спичек, но стали более удобными в пользовании только с начала 20 века, понимал, что в его случае будет недостаточно известить о наличии товара, который заменит спички. Рисунок зажигалки, возможно, был одним из самых художественных в справочнике.

 

 

 

Отдельно надо упомянуть Индржиха Индржишека — чеха и гражданина Австро-Венгерской империи, который основал в Киеве мастерские по производству музыкальных инструментов. Впоследствии чех открыл собственную фирму звукозаписи и начал торговать музыкальными инструментами, граммофонами и грампластинками. Музыкальный магнат Киева никогда не жалел денег на рекламу ни в справочниках, ни в газетах. При этом реклама от Индржишека всегда отличалась оригинальностью.

Реклама граммофонов

 

Стать рекламодателями могли все, у кого имелись деньги. А вот рекламировать можно было далеко не всё. 8 июня 1910 года Главное управление по делам печати напомнило генерал-губернаторам о неоднократных указаниях «Министерства внутренних дел о необходимости осмотрительного отношения полицейских чинов к вопросу разрешения объявлений для периодических изданий». Дело в том, что вся публикуемая на страницах СМИ реклама предварительно проходила полицейскую цензуру. Однако не все цензоры проявляли должную бдительность — в газетах периодически проскакивали объявления «явно оскорбительные для общественной нравственности», которые «по своему грубому цинизму» подводили издателей под соответствующую статью Уложения о наказаниях.

4 факта о рекламе в Киевских газетах

1 Последняя полоса

Кроме справочников, киевские предприниматели могли подавать объявления в газеты. Все объявления печатались на первой или последней странице. Интересно, что газеты в первую очередь печатали объявления родственников о смерти с датой и местом похорон, и только после траурных сообщений редакция размещала все другие объявления.

От размещенных объявлений обычно мелькало в глазах. Тогдашний читатель скорее всего мог их читать только от полной скуки. Постепенно сообразительные предприниматели стали обращать больше внимания на художественное оформление своей рекламы.

2 Скидки и подарки

Попытки заманить клиентов через объявления о распродажах и скидках были нечастыми. Подобную рекламу преимущественно размещали магазины одежды.

Издательства, объявляли подписку, в свою очередь соблазняли подарком. Выделилось издательство, которое пообещало в подарок картину «17 октября» Ильи Репина. Объявление было размещено перпендикулярно к другим. Интересным был и выбор подарка, ведь это полотно ценили и революционные демократы, и консерваторы.

3 Стишки и рамочки

Желание выделиться перед потенциальными клиентами порой приводило к различным результатам. Магазин детской одежды «Слава» постоянно злоупотреблял графоманскими стихами. А короткое объявление о вегетаричну (именно вегатаричну) столовую на Прорезной, 8 были размещены в черной рамке, которая навевала траурные мысли.

4 Искренность продавцов

Объявления в газетах дают почувствовать, насколько тогдашней жизни было отличное от современного. Ни у кого не вызвало удивления объявления «Цыгане только у нас !!!», которое затем немного уточнили — «Цыгане из Москвы только у нас!». Полная искренность чувствовалась в объявлении, которое убеждало купить ковры как рождественский подарок. Заботливость к клиенту проявлял продавец не «Лабутен» и «мартенсит», а лучших в мире галош. Возможно, только в калошах мы сможем лучше почувствовать настроение того времени.

Реклам галош

Даже через 122 лет велосипеды Rover и Triumph можно купить на том же месте. Только сейчас это здание Главпочтамта, а продавец — Rozetka.

Реклама велосипедов

В 1913 году Киев получил возможность подняться на новый уровень в области рекламно-информационных услуг — в городе проходила Всероссийская торгово-промышленная выставка. Это была попытка подражать Всемирной выставке (первая состоялась в Лондоне в 1851 году, а дальше инициативу перехватил Париж).

В Киеве для выставки построили специализированные павильоны. Причем каждый архитектор пытался сделать павильон заказчика особенным, следовательно, на службу рекламе встала архитектура. Выставка прошла с большой помпой. Однако можно встретить мнения, что экономического эффекта не было достигнуто. Возможно, это и так. Однако с точки зрения современности убытки от выставки можно назвать имиджевыми издержками.

Выставка 1913 Киев

К сожалению, дальнейшее развитие киевской рекламы притормозила Первая мировая война. Хотя экономика оказалась в кризисе, сама война послужила еще одном достижении рекламной сферы. Поскольку Российская империя не жалела денег на пропаганду и агитацию, весь рекламный потенциал в полной мере реализовала плакатная живопись.

Перевод с сайта https://projects.weekend.today/advertising_in_kyiv 

Киевская реклама в советское время

1917 г. — Подписан указ «О введении государственной монополии на объявления». Публикация рекламы была объявлена исключительным правом советского правительства и местных советов.
1918 г. — Декрет Совета Народных комиссаров об организации централизованного приема рекламных объявлений для размещения их в печатных изданиях при почтово-телеграфных учреждениях.
1919 г. — В Киеве начало работать «Бюро украинской печати» (БУП), которое в 1920 г. было переименовано в УКРОСТА, а в 1921 г. – в РАТАУ. Главной целью РАТАУ было собирать информацию обо всех сторонах жизнь Украины и распространять ее через средства массовой информации и пропаганды.
В советские времена реклама выполняла идеологические функции и потеряла свое первоначальное значение. Большое внимание уделялось рекламном оформлению витрин, ярмарок, выставок, магазинов, упаковке товаров.
1927 г. — Начало централизованного радиовещания в Украине.
1935 г. — вышел первый номер рекламно-информационного журнала «Торгово-информационный бюллетень» (в целом вышло 35 номеров).
1951 г. — Начал работать первый Киевский телецентр – третий в СССР, после Москвы и Ленинграда. С 1969 г. телепередачи транслируются в цветном изображении. В 1987 г. на телевидении появляются первые рекламные объявления.
1960-70 гг. — В Украине созданы специализированные рекламные организации: «Торгреклама» и «украинское рекламное агентство» при Министерстве торговли, при Министерстве бытового обслуживания – «Побутреклама», в Укоопсоюзе – «Коопреклама».
1964 г. — При Государственном комитете по прессе созданы издательство «Реклама» и фабрика печатной рекламы, при Министерстве внешней торговли – производственное объединение «Зовниш-торгреклама». Тогда же в Киеве и практически во всех регионах были созданы производственные рекламные предприятия.
1973 г.  — созданы специализированные рекламные газетные издания: «Харьковский Курьер», «Киевъ рекламний», «Харьковская реклама», «Радянське село», «Одесская реклама», «Робітнича газета»,  и др.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *