Модели коммуникации: Модель Шрамма

Уилбург Шрамм Вильбург Вилбург

Уилбург Шрамм

Уилбург Шрамм предложил несколько измененную модель процесса коммуникации. Он рассматривал коммуникацию, как целенаправленный процесс, устанавливающий взаимоотношения между отправителем сообщения и получателем.

Модель коммуникации Шрамма

При усовершенствовании своей модели Шрамм  предложил включить в модель поле опыта (field of experience)

Модель коммуникации Шрамма

Модель коммуникации Шрамма

Процесс коммуникации В. Шрамм рассматривал как один из фундаментальных социальных процессов, как социальные интеракции (взаимодействия) в рамках общности любого уровня.Коммуникация – это взаимоотношение сторон, настроенных на одну и ту же информацию. Важнейшей характеристикой этого взаимодействия являются цели сторон; здесь он пытался дополнить знаменитую «линейную» модель коммуникационного процесса, разработанную Г. Лассуэллом. Шрамм считал, что адресант вступает в коммуникацию, имея прежде всего определенные цели (информировать, обучать, осведомлять, развлекать, предлагать, убеждать). Цели адресата соответственно состоят в стремлении получить информацию, узнать, научиться, получить удовольствие, занять позицию – по отношению к мнениям, взглядам и идеям, которые «отправил» коммуникатор, или «экспедиент». Коммуникация – это акт установления контакта между отправителем и получателем при помощи сообщения. Необходимым условием коммуникации является то, чтобы и отправитель, и получатель имели бы общий код, «шифр», который позволит адресанту кодировать и отсылать сообщения, а адресату – их принимать и распознавать

Совместно с Осгудом в 1954 году он предложил модель процесса коммуникации, как модель циркулярного процесса. [Schramm W. The Nature of Communication between Humans ]

У. Шрамм также провел анализ определений понятия коммуникация и  выделил то общее, что их объединяет, а именно, существование набора информационных знаков, с помощью которого осуществляется передача информации. В этот набор могут входить не только языковые понятия, но и эмоции, а так же другие знаки, которые могут быть поняты и интерпретированы участниками коммуникации.

В этой модели, впервые была предложена модель, отличная от линейного однонаправленного процесса.

Модель коммуникации Шрамм и Осгуд

Модель коммуникации Шрамм и Осгуд

В отличие от модели Шеннона, которого, в первую очередь интересовали свойства каналов связи, основное внимание Шрамм и Осгуд обратили на главных участников коммуникации – отправителя и получателя информации. В данной модели сделан акцент на необходимость выполнения участниками коммуникации трех взаимосвязанных процессов – кодирования, декодирования и интерпретации сообщения, без чего процесс коммуникации не может считаться состоявшимся.

Американские исследователи истории коммуникативистики связывают с именем Вилбура Шрамма «утверждение предметного поля» изучения коммуникации не только в США, но и в других странах, и подчеркивают, что именно он разработал важнейшие проблемы общественной коммуникации («Human Communication»). По мнению Эверетта Роджерса, руководителя отделения коммуникации и журналистики Университета Нью-Мексико, В. Шрамм сыграл ключевую роль в истории изучения коммуникаций в Америке. Во многом благодаря В. Шрамму ускорился процесс институционализации изучения коммуникаций, что позволило интегрировать теории и методы изучения социальной коммуникации в США, открыть много отделений и кафедр для ее исследования. После Второй мировой войны В. Шрамм стал основателем изучения теории коммуникации в университетах Айова, Иллинойса, Стэнфорда; при каждом из них он основал научно-исследовательские институты по изучению коммуникаций, внедрил докторские программы по их исследованию и руководил их осуществлением.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *