Модель Оле Хольсти (модель контент-анализа) в первую очередь нацелена на анализ коммуникации в процессе проведения контент-анализа.
Модель Оле Хольсти (модель контент-анализа) в первую очередь нацелена на анализ коммуникации в процессе проведения контент-анализа. Публикация книги Оле Холсти (1969) «Контент-анализ для социальных и гуманитарных наук» стала вехой в истории контент-анализа. Оле Хольсти совместил общую коммуникативную модель, ведущую свое начало от Лассуэла, с интересами контент-анализа. В результате образуется следующая схема:
Кто | Что говорит | По какому каналу | Кому | С каким эффектом |
Коммуникатор | Сообщение | Канал | Реципиент | Эффект |
Модель Оле Хольсти (модель контент-анализа)
Кто? | Что? | Как? | Кому? | С каким эффектом? |
Автор сообщения | Содержание сообщения | Стиль сообщения, Техники убеждения | Целевые аудитории | Эффект |
Почему? | ||||
Контекст |
Как видим, к набору вопросов Лассуэла «кто говорит, что, кому, как и с каким эффектом?» Оле Хольсти добавляет вопрос «почему?». За каждым из этих вопросов стоит определенное направление в контент-анализе.
Оле Хольсти получает следующую модель возможных направлений исследований в контент-анализе
Цель | Раздел семиотики | Вопросы | Исследовательские проблемы |
Описать характеристики коммуникации | Семантика (знак/референт) Синтактика (знак/знак) | Что? | Описание содержание коммуникаций и тенденции. Соотнести известные характеристики источников с сообщениями, которые они производят. Сопоставить содержание коммуникации с имеющимися стандартами. |
Как? | Анализ техник убеждения. Анализ стиля сообщений. | ||
Кому? | Соотнести известные характеристики целевых аудиторий с сообщениями, производимыми для них. | ||
Сделать выводы о причинах коммуникации | Прагматика (отправитель/знак) | Почему? | Анализ:
|
Кто? | Подтверждение авторства. | ||
Сделать выводы о полученных результатах коммуникации | Прагматика (знак/получатель) | С каким эффектом? | Измерение аудитории, получившей сообщения. Анализ видимости сообщений в потоке информации. Оценка реакцции на коммуникации. |
Таблица из первоисточника
Иногда Модель Оле Хольсти (модель контент-анализа) изображают следующим образом.
Для тех кто знает английский язык — статья Ole-R-Holsti-Content-analysis из первоисточника