Бихевиористические теории мотивации

Мотивация персоналаБихевиористические теории мотивации исследуют, как мотивациям обучаются и как внутренние драйверы и внешние цели взаимодействуют с обучением, чтобы произвести то или иное поведение. Одним из основных преимуществ этого подхода является вывод, что обучение и мотивации в комбинации друг с другом мультипликативно определяют поведение.

“Драйв” — теория

Хотя психоаналитическая теория поведения Зигмунда Фрейда по сути своей является “драйв”- теорией, первым этот термин ввел в практику Роберт Вудворт в 1918 году. Концепция “драйв” тесно связана с концепцией гомеостазиса. Она предполагает, что “драйв” может быть включен, когда внешние условия изменятся на столько, чтобы это изменение могло стать заметным для инициализации изменения мотиваций, которые связаны с “драйвом”. Наиболее общая модель “драйва” была разработана Кларком Халлом в 1940-х. В соответствии с моделью Халла “драйв” управляется стимулом “драйва”. Драйв является общим для всех мотивов, а внутренний стимул различен для разных мотиваций и приводит к различной активности индивидуума, наиболее подходящей для текущего состояния мотиваций. Наконец, Халл предположил, что обучение наиболее успешно, когда стимул драйва наименее активен. Несмотря на большое количество последователей Халла, “драйв» — теория не получила широкого признания исследователей мотиваций.

Обучение мотивации

Наиболее значимым достижением концепции “обучения мотивации” явился вывод о том, что индивидуум способен обучаться новым мотивациям с использованием трех техник: классическая, инструментальная и обучение через наблюдение.

В классической интерпретации (подход Павлова) нейтральные стимулы получают возможность проявлять реакцию в результате “спаривания” с другим стимулом, который проявляет именно эту реакцию. Такой механизм обучения может приводить к изменению поведения. В 1920 году Джон Уатсон и Розали Райнер показали, что многие реакции человека могут быть следствием случайного совмещения пар событий, или, другими словами, классическая интерпретация может быть использована для решения проблем связанных с различного рода нервными расстройствами и психозами.

Бурхус Скиннер исследовал эффект воздействия повторяющихся условий на поведение человека, которые позволяют предвидеть его поведение или управлять его поведением в будущем. Особую роль здесь играет правильно построенная система стимулов и наказаний.
При инструментальном обучении реакция является следствием ожидания какого-либо события, вероятность свершения которого может быть изменена под действием этой реакции. Примером инструментального обучения является реакция на ожидаемое зло.
Третий тип обучения через наблюдение основан на наблюдениях за успехами или ошибками других индивидуумов. Этот вид обучения является основным для приобретения навыков агрессивного, сексуального и др. социально значимых видов поведения.

Побуждение

Одна из областей изучения человеческих мотиваций, которая доказала свою продуктивность, относится к изучению побуждений. Побуждающая мотивация связана со способами, с которыми цели влияют на поведение. Частым допущением является то, что стимуляционные характеристики целей образуют мотивационные свойства целей. Теоретические объяснения побуждающих мотиваций простираются от механистических стимуляционно-реактивных подходов, основанных на классическом подходе к обучению, до когнитивных подходов, опирающихся на изучении ожиданий.

 

Ученые — бихевиористы объединились в своей критике упрощенных взглядов на индивидуума, как отдельный экономический субъект и формальных инженерных взглядов на организационную структуру, технологии и эффективность. «Под человеческим поведением в бихевиоризме понимается зачастую просто совокупность ответных реакций на определённые раздражители, таким образом, индивид описывается как автомат, робот, марионетка, машина». [10] Кроме того, предметом исследования бихевиоризма выступает человеческое поведение, которое тонко реагирует на внешние влияния. Если мы сами наблюдаем за собой, то способ, каким мы это делаем, часто приводит к определенным результатам, зачастую непростым по последствиям.

Тем не менее, как отмечают ученые, работающие в области мотивации и в частности В. Ковалев, «принципы бихевиоризма оказали огромное воздействие на развитие социальных наук в 20 в.» [5, 31]. В современной психологии необихевиористские модели активно используются в социальной психологии (теория обмена Дж. Хоманса и П. Блау; концепции Скиннера), а также в области психотерапии и коррекции поведения.

Оглавление

Использование теорий мотивации в управлении персоналом /Введение/

Мотивация достижения, как основа построения систем мотивации для сотрудников.

История изучения мотивационной сферы

Биологические теории мотивации

Бихевиористические теории мотивации

Когнитивные теории мотивации

Современные теории мотивации

Теория мотивации А. Маслоу

Теория мотивации Фредерика Герцберга

Исследование отечественных ученых в области теории мотиваций

Прикладные аспекты теории мотивации

Мотивация на достижение успеха

Многофакторный подход к личностной мотивации сотрудников

Заключение

Список литературы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *