Прикладные аспекты теории мотивации

Мотивация персоналаРассматривая подходы к построению теорий мотивации у зарубежных и отечественных ученых, обращает на себя внимание различная прикладная направленность изучения теории мотивации.

Зарубежная практика

И в том и в другом случае наука фактически выполняла социальный заказ общества. В зарубежной практике, в первую очередь изучение мотивационного поведения было направлено на предсказание поведения потребителей, в изучении потребительского поведения, исходя из развития потребительского поведения, через призму маркетинга, как науки, а так же мотивационных факторов в деле мотивации персонала на достижение поставленных перед ними целей. Достижения теории мотиваций использовались для разработки различных моделей человека, применяемых в первую очередь для оптимизации использования трудовых ресурсов и условий труда. К таким моделям могут быть отнесены: психологическая модель человека; модель менеджера; модель человеческих отношений; модель отношений начальника и подчиненных и др. Некоторые из этих технологий управления имели практический успех. Системы стимулов, участие работника в планировании и принятии решений, обучение установлению отношений с людьми – лишь немногие примеры этому. Кроме того, одним из ключевых факторов мотивации достижения является самореализация, в совокупности с социальным партнерством и сотрудничеством, «Стремление к самореализации предполагает развитие настойчивости и других волевых качеств. Необходимость сотрудничества с другими людьми для достижения личных целей требует от человека терпимости в отношениях с партнерами, умения принять их интересы и согласовывать со своими». [9, 154]

Мотивация в Советском Союзе

В условиях Советского Союза, представляющего, по сути, тоталитарное общество, основные усилия отечественных ученых были направлены на изучение подросткового возраста для формирования у них потребностей, соответствующих целям воспитания и формирования человека «нового типа», а так же для обслуживания системы, в целях поддержания единообразия мышления.

В публикующихся до середины восьмидесятых годов, то есть до начала перестройки, в Советском Союзе, книгах по теории управления практически не находилось места рассмотрению теории мотивации как базового понятия для построения систем управления трудовым коллективом. С появлением частных предприятий, и появления у Российских предпринимателей и менеджмента таких же задач, как и у их зарубежных коллег, появилась потребность и в развитии направлений изучения теорий мотивации. Именно с этого периода появляются публикации, как Российских авторов, так и зарубежных переводов по проблемам управления персоналом, в которых затрагиваются вопросы мотивации, с констатацией факта, что «мотивация сотрудников – фактор, обеспечивающий достижение фирмы» [17, 278]

Что уж тогда говорить о восприятии личной мотивационной сферы теми, кто озаботился карьерой, планированием своей профессиональной деятельности и т.д. В этом направлении деятельности отечественные психологи просто не работали. Даже в психологии межличностных отношений публикации касались в большинстве своем, лишь межличностных отношений в семейном плане. Тем более что «мотивация, с точки зрения системного подхода, связана с организационной культурой» [1].

Даже к настоящему времени, эта тема остается недостаточно разработанной. В том числе и из-за отсутствия внимания к ней со стороны исследователей и книгоиздателей. Место серьезных книг о психологии личностной мотивации к достижению успеха, заняли переводные брошюры из серии «как стать миллионером за один месяц».
Исходя из этого, представляет интерес рассмотрение аспекта личностной мотивации на достижение успеха. Попробуем описать возможные подходы к этому вопросу.

Мотивация на достижение успеха

Поведение человека, так или иначе, соотносится с его представлением о себе самом и о том, каким он должен быть и хотел бы быть.

Мотивация достижения успеха — это одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач; это побочный продукт более фундаментальных социальных мотивов. Мотивацию достижения успеха трактуют как стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего, во что бы то ни стало.

Мотивация достижения успеха является одним из устойчивых свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.

В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успеха в различных видах деятельности. Основателями этой теории считаются американские ученые Д. Мак-Клелланд, Д. Аткинсон и немецкий ученый Н. Хекхаузен.

Составляющими мотивации достижения являются:

  • “мотивирующая” сила вознаграждения за деятельность;
  • принуждающее давление на личность.

На развитие мотивации достижения успеха влияют:

  • требования, предъявляемые человеком к самому себе;
  • тревожность;
  • достижения и неудачи, которые имели место в прошлом;
  • представление человека о самом себе (самооценка).

В развитии мотивации достижения успеха важную роль играет самооценка, являющаяся сердцевиной личности; она регулирует поведение и деятельность человека.
Установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на неудачу, — нереалистические, завышенные или заниженные самооценки. С величиной самооценки связаны удовлетворенность или неудовлетворенность человека, возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи.

Стремящиеся к успеху, свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т.п.), стремящиеся к неудаче — внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.).

Вместе с тем люди, имеющие сильно выраженный мотив избежания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро рассматриваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом; правильно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не рассматриваются.

Вспомним знаменитую формулу У. Джеймса:

Самоуважение = Успех / Притязания

где он фактически указал на два пути повышения самооценки. В самом деле, индивид может улучшить представления о себе, либо, увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Можно сказать, что наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать, и что мы вознамерились совершить.

Таким образом, самооценка, являясь специфическим индивидуально-личностным образованием, представляет собой направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности, она обуславливает направление и характер взаимоотношений индивида с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Именно самооценка существенным образом влияет на эффективность деятельности человека и степень выраженности стремления к личностному росту.

Как отмечает В.Н. Панферов, «Личностный смысл, присутствующий в структуре субъектной направленности психической активности человека, мотивирован социальными потребностями, установками и интересами человека». [9, 227]

Многофакторный подход к личностной мотивации сотрудников

Расширяя понятие самоуважения, данное У. Джеймсом, можно сказать, что показатель самоуважения является многофакторным показателем, складывающимся из суммы результатов по всему спектру поставленных перед собой целей. Иными словами, человек, при планировании жизненного этапа, ставит перед собой комплекс целей, относительно которых он оценивает успешность своих достижения, соотнося с теми притязаниями, которые были поставлены перед самим собой.

В то же время для человека характерна противоречивость в его мотивационных побуждениях, что делает необходимым психологическую помощь. «Мотивационная противоречивость, свойственная каждому человеку, требует развития психологической устойчивости, способностей к саморегуляции и психической координации» [9, 154]
Представляется, что тревожность в отношении достижимости поставленных жизненных целей, основывается на накопленном жизненном опыте, а именно, на оценке самоуважения по отдельным жизненным целям. В этом случае, стремясь снизить тревожность по отношению к достижимости той или иной жизненной цели, человек, анализируя накопленный опыт, снижает уровень мотивации в тех областях, где, он прогнозирует возможность недостаточного успеха, основываясь на предыдущем опыте. Таким образом, можно говорить, что одновременно, каждый человек использует стратегию «мотивации к достижениям» и стратегию «избежания неудач».

Одновременно можно говорить о том, что комплекс целей обеспечивает устойчивость личности в момент «кризиса нереализованности». Если часть жизненных целей и планов не реализуется, наличие ценностных регуляторов, позволяет обеспечить, хотя бы частично, уровень самоуважения на минимально приемлемом для человека уровне.

Учитывая имеющиеся экспериментальные данные об оптимуме мотивации, о которых закон Йеркса—Додсона говорит: «С увеличением трудности задачи интенсивность наказания, определяющая оптимальную скорость научения, приближается к пороговой величине» [15, 122]. Можно говорить о том, что и в постановке жизненных целей, возможен подход, при котором поставленные цели и возможные результаты будут сбалансированы, что бы дать максимально возможный результат. При этом под результатом, следует понимать комплексный показатель самоуважения, достигнутый человеком.

Для человека, крайне важно, что бы в качестве целей выступали те потребности, которые у него существуют. Одной из проблем в этом случае может быть та, что потребности, зачастую существуют в неосознанном виде и могут быть выявлены только при использовании специальных методик при работе с человеком. Одновременно можно говорить и о скрытых опасениях, при достижении целей. В качестве инструментов, которые могут быть использованы для выявления скрытых потребностей и препятствий, может быть тест ТАТ, однако, для более четкого выявления личностных факторов, целесообразно использование его в сочетании с тестом Кеттелла.

В этом случае, выявив потребности человека, включая скрытые, а так же опасения, которые могут приводить к переориентации на стратегию избежания неудач, возможно построение дерева целей. С одной стороны, это позволит разбить цели жизненного этапа на цели второго уровня, достижение которых возможно с большей вероятностью, с другой стороны, снизить опасения (тревожность), и, соответственно, более легко принять стратегию достижения.

При этом достижение промежуточных целей, повышает вероятность высокой самооценки человеком, что способствует дальнейшей ориентации на достижения.

Заключение

В настоящее время теория мотивации еще остается дискуссионной темой в психологии. Несмотря на то, что существует несколько основных теорий, единая общепринятая теория мотивации к настоящему времени не сложилась.

Теория потребностей прошла большой эволюционный путь, отталкиваясь и переосмысляя положения философской школы, представления представителей физиологической школы к объяснению мотивации с помощью психологии.

Базой для большинства современных теорий мотивации является теория потребностей, которая рассматривается под различными углами зрения. В первую очередь развитие теорий мотивации связано с необходимостью их практического применения для мотивации сотрудников в сфере экономики. Существует необходимость использования практических инструментов, основанных на тех или иных моделях, и подобные инструменты используются в практике бизнеса. В первую очередь эти модели построены на теории пирамиды потребностей Маслоу, и двухфакторной модели Герцберга.

Теория Маслоу делает акцент на последовательности в удовлетворении потребностей человека. В то время как модель Герцберга разделяет факторы, влияющие на мотивацию, на гигиенические и мотивационные, уделяя основное внимание факторам мотивации.

Данная тема остается актуальной для теоретических исследований, которые позволят приблизиться к пониманию мотивационной сферы человека.

Отдельным направлением работ в области мотивации является развитие теорий мотивации связанных с личностным развитием человека. Каждый этап жизни, требует от человека выбора новых целей, связанных с дальнейшим развитием и построением стратегии на следующий отрезок жизни. При этом, как правило, изменение целей происходит на кризисном этапе, при переходе от одного жизненного периода, к другому. Помощь человеку на данном этапе является одной из актуальных проблем современной психологи. При этом она носит ярко выраженный практический характер.

В период принятия важных жизненных решений человек не осознает внутренние конфликты, которые оказывают влияние на принятие решения. При этом принимаемые решения не всегда оптимальны с точки зрения личностного и социального развития.

Однако следует учитывать, что, как правило, переоценка целей человеком происходит в период жизненного кризиса, на этапе перехода от одного этапа жизни к другому, что не позволяет адекватно проанализировать существующую жизненную ситуацию. При этом большое влияние на оценку прошлого опыта оказывают скрытые конфликты, которые человек не осознает в силу тех или иных причин, например, при неосознаваемой им самим психологической защите от существующей проблемы. При этом происходит неосознанная переориентация от стратегии достижения к стратегии избежания неудач.

Как показывает проведенное исследование, важным фактором для успешного личностного развития в условиях рыночной экономики является изначальная ориентация личности на достижение успеха. При этом можно говорить о том, что возможна оптимальная постановка целей, при которой мотивация к достижению будет максимально выражена, а возможные жизненные неудачи не приведут к снижению самооценки и, как следствие, к снижению мотивации.

Список литературы

1. Белокурова М. Мотивация и специфика мотивационных факторов в России – http://www.personalupgrade.ru

2. Бандурка А.М. Психология управления. – Харьков, Фортуна пресс. 1998.

3. Ильин Е. Мотивация и мотивы. – СПб. Питер. 2000

4. Ильин Е. Дифференциальная психология мужчины и женщины – СПб. Питер. 2002.

5. Ковалев В.И Мотивы поведения – М. Наука. 1998.

6. Леонтьев А. Потребности, мотивы и эмоции. – М. 1971.

7. Линчевский Э. Мотивация и ее роль в быту и на работе – СПб. Любавич 2000.

8. Носова Е. Влияние самооценки на развитие мотивации достижения успеха – (интернет публикация) 2001 г.

9. Панферов В. Психология человека. – СПб. Издательство Михайлова 2002.

10. Психологический словарь – http://psi.webzone.ru

11. Рубцов С. Целевое управление корпорациями – http://www.cfin.ru/rubtsov

12. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. – СПб. Речь. 2001.

13. Симонов П. Потребностно–информационная теория эмоций – Вопросы психологии. 1982, N 6, с. 44–56.

14. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации. – http://www.trialog.ru

15. Фресс П., Пиаже Ж. Оптимум мотивации» – Экспериментальная психология / Под редакцией Фресса П. и Пиаже Ж. Вып.5, Прогресс, М., 1975, с. 119-125.

16. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб. Речь. 2001.

17. Чернышев В, Двинин А. Человек и персонал в управлении. – СПб. Энергоатомиздат. 1997.

18. Шихи Н., Чэпмен Э., Конрой У. Психология. Биографический библиографический словарь. – СПб. Евразия. 1999.

 

Оглавление

Использование теорий мотивации в управлении персоналом /Введение/

Мотивация достижения, как основа построения систем мотивации для сотрудников.

История изучения мотивационной сферы

Биологические теории мотивации

Бихевиористические теории мотивации

Когнитивные теории мотивации

Современные теории мотивации

Теория мотивации А. Маслоу

Теория мотивации Фредерика Герцберга

Исследование отечественных ученых в области теории мотиваций

Прикладные аспекты теории мотивации

Мотивация на достижение успеха

Многофакторный подход к личностной мотивации сотрудников

Заключение

Список литературы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *