Современные теории мотивации

Мотивация персоналаДля построения современных моделей мотивационной сферы человека, в настоящий момент используются различные теории.

Теория мотивации по А. Маслоу

Базой для многих современных теорий мотивации являются исследования американского психолога Абрахама Маслоу. А. Маслоу предположил, что человек мотивируется удовлетворением серии потребностей, выстроенных в иерархическую пирамиду — пирамиду ценностей Маслоу. Сущность теории сводится к изучению потребностей человека. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:

  • «физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
  • потребности в безопасности и уверенности в будущем — защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;
  • социальные потребности — необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство “локтя” и поддержка;
  • потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
  • потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей». [14]

Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.

Смысл такого иерархического построения заключается в том, что до того момента пока не удовлетворены потребности более низких уровней их воздействие на мотивацию человека будет приоритетным (но не абсолютным!). При этом стоит отметить, что страты не имеют четко выраженных границ, более того их расположение по уровням индивидуально.
Несмотря на то, что иерархия потребностей по Маслоу подвела солидную базу под исследование процесса мотивации, она вполне справедливо подвергается критике за то, что не вполне учитывает индивидуальные особенности людей, в частности, отмечено, что для различных индивидуумов страты могут располагаться в другом порядке.

В приложении к периодизации жизненных кризисных ситуаций, теория А. Маслоу имеет прямое отношение, поскольку в каждый период жизни превалируют определенные потребности, удовлетворение которых характерно для данного периода и на удовлетворение которых ориентирована деятельность человека в данный период.

Как отмечает биографический библиографический словарь «теория Маслоу о врожденной иерархии системы мотивов особенно уязвима из-за неопределенности отношений между мотивом и действием». [18, 408] Основным обвинением со стороны оппонентов было то, что его теория недоступна для проверки. Тем не менее, хотя теория Маслоу не получила достаточного эмпирического подтверждения относительно приоритета одних потребностей над другими, она может быть полезна в качестве описательной модели личности.

Теория мотивации Фредерика Герцберга

Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.

Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.

Гигиенические факторыМотивирующие факторы
Политика фирмы и администрацииУспех
Условия работыПродвижение по службе
ЗаработокПризнание и одобрение результата
Межличностные отношенияВысокая степень ответственности
Степень непосредственного контроля за работойВозможность творческого и делового роста

Очевидно, что к мотивации достижения относятся только факторы, которые и сам Ф. Герцберг относил к мотивирующим факторам. Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.

Однако механизм воздействия мотивирующих факторов у Маслоу и Герцберга различаются. Согласно теории А. Маслоу, любое воздействие, направленное на удовлетворение потребностей обладает мотивирующим эффектом. Согласно Герцбергу имеется некоторое пороговое значение, определённый минимальный набор, своего рода критическая масса условий, только по достижению которой начинают действовать мотивирующие факторы.

Хотя эта теория эффективно использовалась в ряде организаций, в ее адрес раздавались и критические замечания. В основном они были связанны с методами исследования,. Действительно когда людей просят описать ситуации когда им было хорошо или плохо от проделанной работы, то они инстинктивно связывают благоприятные ситуации с роль своей личности и объектов, которые они контролируют, а не благоприятные — с ролью других людей или вещей, которые объективно от опрашиваемых не зависят. Т.о. результаты, которые получил Герцберг, были, были результатом того как он задавал вопросы.

Другой момент касается того, что один и тот же фактор может вызывать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого, и наоборот. Т.о., и гигиенические факторы, и мотивирующие могут являться источником мотивации, и зависит это от потребностей конкретных людей.

Кроме того, Герцберг предполагал наличие сильной корреляции между удовлетворением на работе и производительностью труда. Но для работника который весьма удовлетворен своей работой , по тому что у него есть широкие возможности для социального общения с коллегами, мотивов для повышения производительности труда может не оказаться.

Все эти критические замечания ясно показывают, что мотивацию надо воспринимать как вероятностный процесс. То, что мотивирует данного человека в конкретной ситуации, может не оказать ни какого воздействия на него в другое время или на другого человека в аналогичной ситуации. Т.е., его теория не учитывает многих переменных величин, определяющих ситуации, связанные с мотивацией.

 

Разумеется, в современной психологии существуют и разрабатываются и другие теории мотивации, например процессуальные теории мотивации, или системно-функциональная теория мотивации, тем не менее хотелось бы остановиться на том вкладе в теории мотивации, который сделали отечественные ученые.

Исследование отечественных ученых в области теории мотиваций

Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Однако их работы не получили развития, поскольку они исследовали проблемы психологии только на примере педагогической деятельности.

Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития — высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.

Например, если в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем. Л.С. Выгодский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно, вместе управляют поведением человека и его деятельностью.

Для описания процесса формирования человеческой мотивации А.Н. Леонтьевым предложено понятие «Сдвиг мотива на цель». Это — механизм формирования новых мотивов, которые побуждают индивида совершать те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому–то определенному мотиву. «При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива». [6, 56] В деятельностном подходе А.Н. Леонтьева считается, что порождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву. При этом смыслы трактуются единицами человеческого сознания.

Потребностно–информационная теория эмоций Симонова — формализованная теория возникновения эмоций. В ней говориться, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой–либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Соотношение этих переменных представлено в формуле: «Э = f [П, (Ин – Ис), …], где Э — эмоция; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) — оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; Ин — информация о средствах, ресурсах и времени, необходимых для удовлетворения потребности, Ис —информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени». [13, 46]

 

Как правило, наиболее активно научные направления развиваются в условиях востребованности научных результатов в случае возможности их использования в прикладных решениях. С этой точки зрения, условия в которых работали зарубежные и отечественные ученые были различны.

Оглавление

Использование теорий мотивации в управлении персоналом /Введение/

Мотивация достижения, как основа построения систем мотивации для сотрудников.

История изучения мотивационной сферы

Биологические теории мотивации

Бихевиористические теории мотивации

Когнитивные теории мотивации

Современные теории мотивации

Теория мотивации А. Маслоу

Теория мотивации Фредерика Герцберга

Исследование отечественных ученых в области теории мотиваций

Прикладные аспекты теории мотивации

Мотивация на достижение успеха

Многофакторный подход к личностной мотивации сотрудников

Заключение

Список литературы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *