Использование теорий мотивации в управлении персоналом

Мотивация персоналаОсновы теории мотивации, заложенные в конце XIX, начале XX вв. получили свое развитие в работах ученых различных школ и привели к появлению ряда научных направлений.

Введение

Основы теории мотивации, заложенные в конце XIX, начале XX вв. получили свое развитие в работах ученых различных школ и привели к появлению ряда научных направлений. Наиболее активно изучение мотивационной сферы происходило в XX веке, что было обусловлено в первую очередь, потребностью общества в теоретических основах, для построения моделей, поведения человека, которые могут быть использованы для построения систем мотивации. Основными задачами, при этом, является повышение производительности труда или, в общем случае, повышение эффективности деятельности человека, как элемента социума. Однако стоит отменить, что развитие теории мотивации продолжается и в настоящее время. По словам профессора Е. П. Ильина, «В настоящее время в зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотивации» [3, 19]; он же отмечает, что «проблема мотивации и мотивов остается дискуссионной». [3, 20]. Это говорит о том, что единая общепринятая теория мотивации к настоящему времени не сложилась. Тем не менее, необходимость использования практических инструментов, основанных на тех или иных моделях, существует, и подобные инструменты используются в практике бизнеса. Поэтому данная тема остается актуальной для теоретических исследований, которые позволят приблизиться к пониманию мотивационной сферы человека.

Применительно к управлению хозяйственной деятельностью впервые проблема мотивов и стимулов была поставлена Адамом Смитом, который считал, что людьми управляют эгоистические мотивы, постоянное и неистребимое стремление людей улучшать свое материальное положение. Но А. Смит имел в виду, прежде всего мотивацию предпринимателя, что же касается мотивации рабочих, участников производственного процесса, то она А. Смита не интересовала совсем.

В то же время, построение моделей, поведения человека, в рамках трудовой деятельности, является актуальным. Тем более актуальной эта тема представляется сейчас, когда период, прошедший с момента начала перестройки (с начала 90-х годов) можно сопоставить с отдельным жизненным периодом человека. Кроме того, динамика экономического развития, особенно, в крупных городах, позволяет говорить о стабилизации экономической ситуации, росте доходов населения и развитии производства. Подобное положение позволяет надеяться, что в ближайшее время будет происходить рост востребованности психологических консультаций именно с точки зрения помощи менеджерам компаний в построении мотивационных схем.

Понятия теорий мотивации

За период развития мотивационных теорий сложился понятийный аппарат, основные понятия которого целесообразно представить в начале данной работы (цитируются по [10]).

Мотив

Мотив (от лат. moveo – двигаю) — материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

Мотивация

Мотивация (лат. moveo – двигаю) — теоретический конструкт, обозначающий материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотивация представлена субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

Основными признаками мотива являются: активизация деятельность (энергетический потенциал), направление активности на определенную цель, селективное внимание (на определенный вид раздражителей), подготовка к типичным образцам реагирования, реализация деятельности до достижения цели или до смены более сильной мотивацией.

Мотивация достижения

Мотивация достижения – элемент мотивационно–потребностной сферы, который характеризуется стремлением человека к успехам в различных видах деятельности и избеганием неуспеха. Проявляется в способности к конкуренции, в стремлении к совершенству, в желании напряженной работы. В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием тех успехов, которые достигаются индивидом. Первым понятие «мотивация достижения ввел Д.У. Аткинсон (род. 1923), американский психолог, для учета индивидуальных различий мотивов в формулу мотива реального поведения в актуальной ситуации (ценность поведения * вероятность успеха) в качестве сомножителя он ввел мотивацию достижения, устойчиво проявляющуюся в разных ситуациях (Motivational determinants of risk–taking behavior / Psychological Review. 1957, 64). Для выявления мотивации достижения часто используются проективные стратегии, в частности разработанную Дж. Мак–Клелландом и его сотрудниками методику на основе ТАТ, которую в дальнейшем усовершенствовал Г. Хекхаузен (тест Хекхаузена).

Потребность

Потребность – форма проявления интернациональной природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично биологической формой потребности является нужда. На ее восполнение направлены инстинкты, в которых заданы и свойства релевантных потребности предметов, и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения.
Для человека характерно, что даже те его потребности, которые связаны с задачами физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей осуществляется за счет общественно обусловленного развития их предметов. Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их реализации — в виде оценочных эмоций.

Потребности подразделяют по характеру деятельности (оборонительная деятельность, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая).

Поведение

Поведение – целеориентированная активность животного организма, которая служит для контакта с окружающим миром с целью удовлетворения потребностей. В основе конкретного поведения лежат та или иная органическая, или культурная потребность животного организма, над которой надстраиваются исполнительные действия, обеспечивающие ее удовлетворение.

Оглавление

Использование теорий мотивации в управлении персоналом /Введение/

Мотивация достижения, как основа построения систем мотивации для сотрудников.

История изучения мотивационной сферы

Биологические теории мотивации

Бихевиористические теории мотивации

Когнитивные теории мотивации

Современные теории мотивации

Теория мотивации А. Маслоу

Теория мотивации Фредерика Герцберга

Исследование отечественных ученых в области теории мотиваций

Прикладные аспекты теории мотивации

Мотивация на достижение успеха

Многофакторный подход к личностной мотивации сотрудников

Заключение

Список литературы

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *