Первая организационная диаграмма:
Дата создания – 1885 год.
Автор – Даниэль МакКаллум (Daniel McCallum)
Цель создания – оптимизация управления организацией на основе получаемой информации.
Мало кто знает, что первая организационная диаграмма была создана в 1855 году. Ее автором был главный суперинтендант железных дорог Нью-Йорк и Эри, Даниэль МакКаллум (Daniel McCallum) . В отличии от современных организационных диаграмм в виде пирамиды, МакКаллум изобразил организационную диаграмму железной дороги в виде виноградной лозы.
С помощью анализа построенной организационной структуры Даниэль МакКаллум пытался построить систему сбора информации для управления организацией. Проблема заключалась не в отсутствии информации: все более широкое использование телеграфа дало компании беспрецедентный объем данных в реальном времени, включая сообщения о несчастных случаях и задержках поездов. Трудность состояла в использовании этих данных для принятия управленческих решений и информировании об этом сотрудников. В первую очередь речь шла об уменьшении сбоев в движении поездов и числа аварий из-за непредвиденных событий.
Действительно, один задержанный поезд, например, может нарушить ход многих других. А, поскольку большинство путей в то время были одноколейными, изменения в графике движения повышали риск аварий.
В отличие от современной иерархии в организационных структурах «сверху вниз», в виде пирамиды, на графике МакКаллум была обратная иерархия, власть в планировании и операционных изменениях принадлежала руководителям дивизионов, линейным руководителям, которые курировали пять веток железной дороги. Основанием для передачи ответственности было то, что они обладали оперативной информацией и были ближе к событиям.
Создавая организационную диаграмму, МакКаллум стремился улучшить результат от использования информации, получаемой железной дорогой. В отличие от современных организационных диаграмм в виде пирамиды, МакКаллум изобразил организацию как живое растение: совет директоров как корни, главных сотрудников, как ствол дерева, а подразделения железной дороги как ветви.
МакКаллум был сторонником децентрализованного принятия решений, он также настаивал на том, что целевые показатели должны были быть приниматься непосредственными руководителями и передаваться в совет директоров. Оперативные данные должны стекаться из ветвей дерева к своим корням, где совет может использовать информацию для контроля и долгосрочного принятия решений. МакКаллум разработал систему почасовых, ежедневных, и ежемесячных отчетов, что позволило ему рассчитать экономические показатели, такие как затраты на тонну/милю и средняя нагрузки на вагон. Сравнивая рентабельность и эффективность различных маршрутов, появились возможности для улучшения показателей.
Исключив необходимость вникать руководителям компании в детали операционной деятельности, Даниэль МакКаллум обеспечил возможность принимать стратегические решения на основании объединенных данных. Его идеи о том, как объединить информационные потоки в организации и делегировать полномочия принятия оперативных решений линейным руководителям, дали менеджерам рабочие инструменты, которые столь же актуальны в век Интернета, какими они были в эпоху телеграфа.
И получите удовольствие от самой формы организационной диаграммы. 🙂
Использована информация с сайта http://www.mckinsey.com