И как покупателю им противостоять
Любой магазин стремится увеличить продажи. Для достижения этого, используется весь арсенал психологических приемов для воздействия на поведение покупателя. Основная цель – это заставить купить как можно больше. В этой статье мы рассмотрим некоторые методы продовольственных торговых сетей для увеличения продаж, и как им может противостоять обычный покупатель.
Приемы стимулирования сбыта здесь не рассматриваются. Оставим эту тему для следующей статьи.
Тележки увеличенного объема
Цель – снизить психологический барьер от визуального восприятия объема товара в тележке.
Визуально количество товара положенного в тележку большого объема кажется незначительным. Покупатель может положить в тележку больше товаров, чем рассчитывал изначально, стремясь снизить желание «наполнить» тележку.
Как противостоять приему.
Если не планируете больших покупок – берите корзину минимально возможной вместимости. В крайнем случае – потом поменяете.
Цены с окончанием на 9
Цель – восприятие цены покупателем как более низкой, чем на самом деле.
Хотя прием работает уже не так эффективно, он все-таки используется, кстати, в России лучше работают цены на 7 и 8. Считается, что последние цифры могут подсознательно быть частично проигнорированы. Есть и другие объяснения, которые предлагает теория психологического ценообразования..
Как противостоять приему.
Мысленно округляйте цены в большую сторону.
Продукты, с более поздней датой выпуска, ставятся в последний ряд на полку
Цель – реализация продукции с заканчивающимся сроком хранения в первую очередь.
Обычно покупатель берет упаковку, или продукт, стоящий в первом ряду. Соответственно, товар из более ранних партий стараются продать в первую очередь. Впрочем, непосредственно на увеличение продаж в магазине это не влияет.
Как противостоять приему.
Не ленитесь взять товар из задних рядов, и сравнить даты выпуска продукта.
Использование зон импульсивных покупок у касс
Цель – продажа продуктов, рассчитанных на импульсивный спрос.
Часто продукты «доставляющие мелкие радости» выставляются рядом с кассой. Во-первых, увеличивается вероятность эмоциональной покупки: захотелось – купил. Во-вторых, трудно отказать ребенку, уже схватившему шоколадку или игрушку: проще заплатить, чем уговаривать положить на место. В результате магазин хоть немного, но увеличит продажи.
Как противостоять приему.
Настраивайтесь заранее, что вами будут манипулировать. Проверьте свою силу воли, отказавшись от покупок около кассы.
Использование «вкусных» запахов
Цель – увеличение объема покупок, в том числе снеков
Любой вкусный запах вызывает желание перекусить.
Чаще всего в качестве «возбуждающих аппетит» выступают запах свежего хлеба – не зря же многие супермаркеты организуют свои мини-пекарни, и молотого кофе. Появляется желание купить чего-нибудь «вкусненького», чтобы съесть сразу по приходу домой.
Как противостоять приему.
Старайтесь ходить в магазин сытыми. А если не получается – приходится заходить после работы, то хотя бы настройтесь, что вы не будете поддаваться желаниям.
Использование приемов мерчандайзинга
Цель – увеличение среднего чека
Мерчандайзинг предполагает определенный набор приемов, позволяющий влиять на поведение покупателя. В частности, многие знают, что товары, расположенные на уровне глаз покупаются чаще, соответственно, на это место выкладываются наиболее выгодные для магазина товары.
В последнее время в противовес правилам «линейки упорядоченных цен», можно встретить хаотичное расположение товаров с разными ценами от разных производителей. Расчет простой – будет куплен наиболее привлекательный товар по более высокой цене.
Как противостоять приему.
Внимательно сравнивайте цены разных производителей.
Цена за упаковку
Цель – увеличение среднего чека
Правила торговли допускают указание цены за упаковку товара, если товар не подлежит продаже в развес и упаковка не может быть разделена.
Привыкнув к цене, указанной за килограмм легко ошибиться, если цена за упаковку, в которой вес значительно меньше килограмма ненамного ниже цены килограмма развесного продукта.
Этим пользуются и производители, выпуская продукты в упаковках, с весом или объемом немного меньше привычного.
Как противостоять приему.
Смотрите вес упаковки и пересчитывайте цену в расчете за килограмм. Не стесняйтесь пользоваться калькулятором, если в уме это вам сделать сложно.
Изменение привычного расположения товара на полке
Цель – привлечение внимания к другим продуктам
Иногда привычное расположение знакомых товаров на полке (или в зале) меняется. Если вы регулярно покупаете этот товар, вам приходится разглядывать все стеллажи более внимательно. Есть вероятность, что вы остановите свой выбор на другом товаре или дополнительно к привычной покупке купите что-то новое, чтобы попробовать.
Как противостоять приему.
Если есть цель купить конкретный продукт, которого не оказалось на привычном месте – спросите у консультанта торгового зала, где его теперь найти.
Технические средства, чтобы товар казался лучшего качества
Цель – улучшить психологическое восприятие качества товара.
Существуют способы сделать так, чтобы товар выглядел лучше, чем на самом деле. В частности этому способствуют светильники, со специально подобранным спектром излучения. И это не является «обманом», просто используются точечные светильники, а оттенки, специально подобранные специалистами подчеркивают такие качества товара, как свежесть, яркость цвета, сочность.
Как противостоять приему.
Отойдите на пару метров от прилавка или стеллажа, где лежал товар и посмотрите на ваш выбор еще раз, при обычном освещении.
Размещение сопутствующих товаров рядом с основным
Цель – дополнительные продажи сопутствующего товара.
С одной стороны – вроде забота о покупателе, кто-же откажется от покупки вяленой рыбки под пиво. С другой стороны магазин заботится и о том, чтобы вы сделали незапланированную покупку, ведь зачастую без незапланированной покупки можно и обойтись.
Как противостоять приему.
Покупать или нет, то что вам предлагают решать, в конце концов, вам как покупателю.
Размещение товаров ежедневного спроса в дальней зоне торгового зала
Цель – увеличение числа покупок.
Маркетологи магазина не без основания рассчитывают, что зайдя за хлебом и проходя мимо других отделов, вы купите еще что-то.
Как противостоять приему.
Совершайте только запланированные покупки.
И помните: Все маркетологи и мерчандайзеры мира бессильны против мужика со списком покупок. Впрочем, некоторые женщины дадут фору и мужчинам в способности к рациональному поведению в магазинах.
Удачных покупок!