Сбербанк опубликовал результаты исследования молодежи

Результаты исследования молодежи

Результаты исследования молодежи

Сбербанк опубликовал результаты исследования молодежи, проведенное совместно с агентством Validata.  Исследование проведено в конце 2016 года. Результатом исследования стал отчет о жизни современной молодежи, который помогает понимать потребителей здесь и сейчас, предлагая им актуальные услуги и коммуникацию.

Были проведены 18 фокус-групп с детьми и молодёжью в возрасте от 5 до 25 лет, 5 фокус-групп с родителями, ряд глубинных интервью с родителями и с учителями-экспертами. Кроме того, исследование включало в себя анализ блогов молодых людей из разных городов России, а также экскурсии.

В презентации по итогам исследования приведено 30 фактов о современной молодежи.

30 фактов о современной молодежи

1. Современные молодые люди «родились с кнопкой на пальце». Для них онлайн — ведущее определение реальности, которое формирует тренды. «В каждом классе теперь есть ученик, который понимает в информатике больше, чем его учитель информатики. Раньше такого не было», — приводят в банке комментарий взрослого респондента.

2. Молодые люди воспринимают краткую и наглядную информацию. Так, средний период концентрации представителя поколения Z на одном объекте — восемь секунд. Информация потребляется маленькими, «перекусочными», порциями, при этом иконки, смайлики и картинки часто заменяют текст.

3. Еще одной тенденцией является отсутствие долгосрочных трендов. «Социальные сети формируют ощущение потока, в котором все меняется каждую секунду», — поясняют исследователи. Быстро меняется мода, отсутствуют постоянная лояльность брендам и стилям одежды, «обязательные списки» в музыке или кино.

4. Конфликт поколений смазан: родители выстраивают партнерские отношения с детьми, руководствуются принципом «не ругать за плохое, а хвалить за нормальное», при этом и дети, и родители говорят друг о друге с нежностью и теплом, выяснили в Сбербанке.

5. Взрослые теперь не являются абсолютным авторитетом и сами признают, что дети превосходят их во многих навыках. Молодые люди не испытывают пиетета к старшим, общаются с ними свободно и на равных.

6. Родители же жалеют детей, стараются оказывать на них минимальное давление, взваливают на себя все бытовые обязанности — «гиперопекают», как формулируют это исследователи. В результате «поколение Z не нарабатывает навыков решения проблем реальной жизни».

7. Для исследователей также очевидно, что представители молодого поколения не могут без социального взаимодействия: не любят и не могут быть одни, им надо постоянно быть на связи, а качества ценятся те, что помогают общаться.

8. Еще одна характерная черта поколения Z — уверенность каждого в собственной исключительности.

9. Но, вопреки такому самовосприятию, современные молодые похожи. Для них типично тотальное следование рекомендациям онлайн-СМИ, отсутствие ярко выраженных субкультур. «Поколение мейнстрима», — констатируют в Сбербанке.

10. Сами они не видят себя единым поколением (не замечают того, что их объединяет), а увлечения, музыка, кино не воспринимаются как маркеры для разграничения «свой — чужой».

11. Еще одним важным выводом исследования является то, что «модель постепенного движения к успеху повредилась». С одной стороны, история России последних лет показала, что все может пойти не так, как задумано. С другой — многочисленные статьи в онлайн-СМИ рассказывают истории о внезапном и стремительном успехе.

12. Для поколения Z свойственно скорее тихое сопротивление, чем открытый бунт. Они не стремятся к разрушению и ценят спокойствие, стараются формально следовать правилам. Но поступают так, как считают правильным, не всегда ставя родителей в известность о своих решениях, следует из обзора.

13. Одной из тенденций поколения Z является отсутствие гендерного равенства (традиционный взгляд на взаимодействие полов и распределение ролей в семье: женщина — хозяйка и мать, мужчина — добытчик). Ожидаемый возраст вступления в брак и рождения детей — 25—27 лет.

14. Если говорить об установках и ценностях современной молодежи, то главная — это поиск своего пути.

15. Только в этом случае можно стать счастливым, а это главный запрос от жизни. Трудности означают, что путь неверный. Важно получение удовольствия от жизни (установка на гедонизм).

16. Собственно, счастье — это и есть успех, считает молодежь. Он измеряется разнообразием жизни и удовольствием от нее, а не богатством и статусом.

17. Среди юного поколения модно «самосовершенствование» и «саморазвитие», под которым понимаются любые увлечения.

18. Молодежь считает, что обязательно нужно пробовать разное: жизнь хороша, когда разнообразна.

19. Что касается работы, то она должна быть в радость и, конечно, приносить доход, но не отнимать много времени: «вкалывать» молодые люди не готовы. Слова «карьера» и «престижная работа» в ответах практически не звучат, констатирует «Сбер».

20. Также выяснилось, что молодое поколение совсем не рвется менять мир или человечество, а в первую очередь хочет сделать комфортной свою жизнь и жизнь близких (установка на индивидуализм).

21. Еще один факт о молодежи — характерная для этого поколения страстная жажда признания, ожидание похвалы за любое действие во взрослой жизни. Целью является социальная популярность.

22. В том числе отмечается, что «модно быть умным».

23. Еще среди молодежи принято заявлять о любви к семье и родителям (в Сбербанке в этой связи говорят об апологии семейных ценностей). Удачная семейная жизнь воспринимается как признак состоятельности и является более важной целью, чем профессиональная реализация.

24. У представителей нового поколения присутствует страх разочаровать родителей.

25. Что еще страшит современных молодых, так это возможность сделать неправильный выбор, потенциальная необратимость этого выбора. «Идеальное будущее — это если я понял, что не ошибся с выбором», — формулирует один из респондентов.

26. Сама свобода выбора для них — не помощь, а затруднение. Родители с выбором не помогают, так как боятся упреков в будущем, при этом их путь не служит примером, а воспринимается как «рутина и однообразие».

27. По большому счету, нынешние молодые боятся «обычной» жизни без спонтанности, интенсивных переживаний и ярких впечатлений.

28. Также молодых пугает одиночество и социальное несоответствие: идеальное будущее — семья и друзья.

29. Поскольку будущее кажется непонятным и пугающим, для молодежи характерен минимальный горизонт планирования.

30. А главные ожидания от будущего — комфорт и спокойствие, заключают в Сбербанке.

«Они другие — мы должны это признать», — делает вывод Сбербанк и в обзоре также формулирует рекомендации: как взаимодействовать с молодежью, что ей предлагать.

Скачать исследование можно по ссылке.

 

Читайте также Россия 2025: от кадров к талантам — исследование BCG и Сбербанка.

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *