Теневой профиль (shadow profile) – это информация о пользователе, полученная Facebook из различных источников, хранящаяся в системе и недоступная самому пользователю социальной сети.
Давайте ближе познакомимся с тем, что о вас знает Facebook и где он берет данные.
Теневой профиль — история разоблачения
Одна из первых жалоб на сбор информации о пользователях Facebook была подана студентом юридического факультета из Вены Максом (Максимилиан Шремс ) в 2011 году. Изучая переданные ему данные (а facebook обязан предоставить их по запросу), он выяснил, что часть собранных данных не предоставляется пользователям. Судебное разбирательство длилось до июня 2019 года, когда Верховный суд Австрии в конечном итоге отклонил все попытки Facebook заблокировать типовой иск по фундаментальным вопросам конфиденциальности в Вене. (Текст решения – pdf, нем. Яз.). Именно в жалобе от 18.08.2011 был использован термин «Теневой профиль (shadow profile)».
Существование теневого профиля подтвердилось в начале 2013 года. Некоторые пользователи при загрузке данных личного социального профиля увидели еще один файл. В нем была информация, в которой были отражены знакомые владельца аккаунта, его социальные связи, данные о наличии переписки. При этом в файле упоминались адреса электронной почты, номера телефонов и другая личная информация из аккаунтов, связанных с данным профилем.
Сбор информации подтвердил Марк Цукерберг, хотя и сказал, что термин теневой профиль Facebook не используется. Более того, на слушаниях в Комитете по энергетике и торговле Конгресса США он признался, что Facebook собирает информацию, а по сути – создает «теневые профили» для людей, которые не являются пользователями и никогда не давали разрешения на обработку персональных данных.
Зачем Facebook нужен «Теневой профиль»
Чем точнее и полнее информация о человеке, тем легче им манипулировать, используя социальную инженерию. Вспомните историю с проведением рекламной кампании действующего президента США. Умение штаба Трампа эффективно работать с избирателями в интернете, особенно в фейсбуке, не раз называли одной главных причин его победы на выборах.
Оставим за скобками возможность использования информации о связях и интересах человека разведслужбой. Достоверных сведений об этом нет, хотя косвенных – сколько угодно. Например, скрывающийся от американского правосудия бизнесмен Пол Челья рассказал журналистам о том, что истинным владельцем и спонсором «Facebook» является венчурный фонд In-Q-Tel, созданный ЦРУ в 1999 году. Да и сам Марк Цукерберг вынужден был сознаться в работе на американское правительство. (Подробнее, об этом).
Но даже если не принимать во внимание теорию заговора, расширенная информация позволяет точно настроить рекламную кампанию, нацеленную на определенную группу людей. Facebook использует эту информацию для рекламного таргетинга, заявляя об этой возможности такой точной настройки рекламы, как о конкурентном преимуществе. Сформированный Facebok теневой профиль позволяет создать рекламную компанию с точностью до конкретного человека, либо очень узкого круга лиц, включающего интересующего рекламодателя человека.
Источники информации для теневого профиля
Прежде всего, источником данных для теневого профиля является информация, которую пользователь когда-либо предоставил Facebook. Достаточно посмотреть настройки профиля, чтобы понять, что ее не так уж и мало: Имя, телефон, e-mail, контактная информация, если вы ее предоставляли – все это хранит ваш профиль FB. Даже если вы что-то удалите – это не значит, что информация будет удалена из теневого профиля.
При регистрации Facebook предлагает загрузить списки контактов из вашего телефона и/или почты. Соответственно, вся информация о ваших контактах, даже о тех, с кем вы общались один раз, попадает в FB. Важно! Даже если контакты не загружали вы, это могли сделать те, у кого ваш контакт остался в телефоне или почте.
Бывший сотрудник Facebook Антонио Гарсиа Мартинес рассказал, что Facebook строит «теневые профили» людей, которые не являются пользователями, получая доступ к данным из почтовых ящиков и контактов смартфонов пользователей Facebook.
Все ваши действия в Facebook регистрируются. Чтобы убедится в этом достаточно посмотреть раздел «ваша информация» в настройках. Публикации, друзья, лайки и многое другое – педантично собираются и вероятно анализируются ИИ Facebook.
Добавьте сюда информацию, которые собирают сайты, посещаемые вами, где установлен «пиксель FB» и станет понятно, что секретов от Facebook у вас практически не осталось.
При таком объеме информации существует возможность идентификации вас в сети по поведенческому профилю, — набору характерных действий пользователя. Хотя эти технологии пока экспериментальные нет сомнений, что и они могут добавить информацию о вас в копилку FB.
Это далеко не все возможности FB получать информацию. Например, существует сервис идентифицирующий вас по фотографии и кто его знает, как это сервис может быть использован.
Стоит ли защищаться от «слежки»
Учитывая, что информацию о вас Facebook может получить и от ваших знакомых, даже мимолетных, в телефоне которых оказались ваши контакты, исключить полностью создание вашего теневого профиля вряд ли удастся.
Аудитория Facebook около 2 миллиардов зарегистрированных пользователей. Скорее всего, остальные 5 миллиардов в знакомых у тех, кто зарегистрированы. Значит, Facebook имеет теоретическую возможность наблюдения над большинством населения Земли.
Можно, кончено, ограничить число контактов до минимума, отказаться от использования интернета, но сегодня это вряд ли возможно.
Что остается – хотя бы ограничивать предоставление личной информации в тех сервисах, где это совершенно необязательно.
Интересного серфинга по сети!