Собеседование, с маркетологами зачастую вызывает трудности у специалистов по персоналу, если требуется предварительно оценить их профессиональные умения и провести первичный отбор.
О том как можно решить эту задачу с помощью кейсов можно прочитать в статье.
Собеседование на должность маркетолога — существующие проблемы
Собеседование с кандидатом на должность маркетолога в средних и крупных компаниях, в которых есть отдел персонала, чаще всего проводится в два этапа. Первое собеседование проводит сотрудник отдела персонала, а на следующем этапе с кандидатом разговаривает непосредственный руководитель маркетолога, хорошо представляющий, какими навыками должен обладать его сотрудник для выполнения текущих задач. В этом случае менеджер по персоналу играет роль фильтра, и пропускает на следующий тур собеседования кандидатов, наиболее соответствующих требуемому профилю. Одна из проблем, которая при этом возникает, – оценка профессиональных качеств кандидата на соответствие требованиям. Многие из маркетологов, которые не прошли первый этап собеседования, часто выражают мнение, что оценить профессиональную компетенцию может только специалист, коим менеджер по персоналу не является. И они отчасти правы, но тратить время руководителя на рутинное собеседование не слишком правильно. Как же можно снять противоречие между необходимостью получить объективные данные о профессиональном уровне кандидата и отсутствием необходимых знаний в маркетинге у менеджера, проводящего первичное собеседование.
Для повышения качества отбора целесообразно использовать такой инструмент, как тестовые задания кандидатам – заранее подготовленные кейсы. Они позволяют оценить, насколько маркетолог владеет инструментами, которые ему придется использовать в своей работе.
В подготовке подобных кейсов также существуют трудности, поскольку менеджеры по персоналу не являются профессиональными маркетологами. Также сложно подготовить кейс, отвечающий противоречивым требованиям. С одной стороны, он должен быть простым, чтобы, по крайне мере на собеседовании можно было выполнить минут за 5-10, с другой стороны, кейс должен дать возможность оценить реальные навыки кандидата.
Что точно делать не стоит – предлагать тестовые задания, предусматривающие выбор «правильного» ответа из числа предложенных (за исключением финансовых расчетов). Маркетинг – не математика однозначного ответа чаще всего не бывает. Кроме того, конкретное решение зависит от такого числа факторов, что описать их в кейсе более-менее полно просто не получится. Поэтому важнее оценить насколько логика рассуждений кандидата соответствует маркетинговой культуре компании, а не проверить, насколько маркетолог помнит определения. Задача кейса для собеседования понять, какими моделями маркетолог владеет и насколько уверенно, а не дать оценку насколько решение маркетолога «правильное». В результате у сотрудника отдела персонала появляется возможность оценить знания маркетолога о том, что надо сделать, а его умения и навыки — как он это делает.
С моей точки зрения подобный кейс должен разрабатывать, или, как минимум, адаптировать непосредственный руководитель. Кому, как не ему понимать те задачи, которые придется решать подчиненному. Проблема в том, что опытом подготовки подобных заданий мало кто из руководителей обладает. Надеюсь, описанный ниже опыт разработки кейса для собеседования на должность маркетолога-аналитика, поможет им при разработке заданий.
Пример разработки кейса для собеседования маркетолога
В качестве примера рассмотрим разработку кейса для маркетолога-аналитика в компании, имеющей собственное производство. Для опытного руководителя отдела провести собеседование и оценить владение кандидатом основными моделями анализа, необходимыми для работы несложно. Основная проблема в том, что поток кандидатов достаточно большой и уделять много времени заведомо неподходящим в профессиональном плане кандидатам нецелесообразно. В тоже время менеджер по персоналу, который проводит собеседование, не настолько хорошо знает специфику работы маркетолога, чтобы иметь возможность оценить его профессиональную компетентность.
Стояла задача создать кейс для маркетолога-аналитика, который позволил бы менеджеру по персоналу оценить логику рассуждений кандидата и владение им необходимыми инструментами.
Перечисляем функциональные обязанности
Основные функциональные обязанности для данной должности в конкретной компании:
- Сбор и анализ рыночной информации.
- Ценообразование – подготовка предложений по ценам для выпускаемой продукции. Регулярный пересмотр цен в зависимости от рыночной ситуации. Разработка ценовой политики для отдела продаж. И т.п.
- Вывод на рынок новых товаров – от этапа разработки до ценообразования и разработки программ продвижения.
- Участие в разработке бизнес-планов, предполагающее финансовое обоснование предлагаемых решений.
Составляем краткий список необходимых кандидату умений в маркетинге
Для оценки были выбраны следующие умения:
- Умение собирать информацию из открытых источников и проводить маркетинговый анализ рыночного окружения по классической схеме для целей маркетингового планирования.
- Владение практикой ценообразования. Понимание факторов, влияющих на ценовую политику. Способность аргументировать свои предложения.
- Понимание особенностей работы с товаром на разных этапах его жизненного цикла.
- Знание основ финансовых расчетов.
Разрабатываем вопросы, ответы на которые позволяют оценить способность кандидата решать задачи
При ответе на вопросы кандидат должен показать свои способности к анализу ситуации, а у менеджера по персоналу должна быть возможность, не обладая глубокими знаниями в маркетинге, тем не менее, объективно оценить насколько кандидат соответствует требованиям компании к маркетологу-аналитику.
Время, которое требуется для ответа на каждое задание должно составлять 5 – 7 минут.
И главное, по каждому вопросу, для сотрудников отдела персонала должны быть даны рекомендации, по которым они могут оценить кандидата.
В качестве примера опишем вопрос для оценки первых двух умений:
Умение собирать информацию из открытых источников и проводить маркетинговый анализ …
Формулировка задания.
В качестве первого задания на вашем новом месте работы ваш руководитель поручил организовать сбор информации о конкурентах.
— Какую информацию относительно конкурентов компании *** вы предполагаете получать, и каким образом?
— Какие выводы вы сможете сделать на ее основе, и с какой периодичностью?
Рекомендации для менеджера по персоналу, позволяющие оценить кандидата.
Должно быть отмечено, что анализ конкурентов позволяет предложить решения выделяющие компанию среди их числа. Постоянный мониторинг конкурентов и анализ необходим для обоснованного принятия маркетинговых решений.
Относительно собираемой информации, как минимум должны быть названы:
— информация по ассортименту. (количество товарных групп, торговые марки, …)
— ценам (ценовые категории, политика скидок, уровни скидок …).
— политике сбыта (дилеры, каналы сбыта …).
— продвижение (каналы коммуникации, рекламная политики, pr, стимулирование сбыта …)
— имидж (бренд) (позиционирование, марочная политика … )
Получение информации предполагает использование открытых источников: каталоги, посещение компании, выставки, интернет, и т.д. Желательно, чтобы для каждой категории были названы практические способы получения информации.
Плюсом будет описание опыта самостоятельного получения информации по телефону или другим каналам.
В обязательном порядке должно быть упомянуто установление тесных связей с отделом продаж при этом получение информации должно предусматривать обмен информацией, а не односторонний процесс.
Результат
Предложенное, задание отвечает поставленным задачам:
- Ответ практически не требует времени на подготовку, — кандидат может отвечать сразу, после обдумывания ответа.
- Имеется возможность оценить полноту ответа, при необходимости задавая дополнительные вопросы. Как минимум понятно, насколько маркетолог-аналитик готов к системному анализу рыночной информации.
- Становится понятнее опыт работы по сбору информации и информационному сопровождению принятия решений, а также практика планирования на предыдущем месте работы.
Владение практикой ценообразования …
Формулировка задания.
Вам представлен прайс-лист компании ***. (к заданию прилагается адаптированный прайс-лист).
Вам необходимо подготовить предложения по изменению существующего прайс-листа на основе конкурентного анализа.
А. Сформулируйте вопросы, на которые вам необходимо будет получить ответы при подготовке предложения.
В. Опишите подходы, которые вы будете использовать при подготовке предложения, в том числе для получения необходимой информации. Какая последовательность формирования цен.
С. Назовите особенности существующего прайс-листа, которые вы отметили бы. Что бы вы предложили обсудить при подготовке формы прайс-листа для отправки потенциальным клиентам.
Рекомендации для менеджера по персоналу, позволяющие оценить кандидата.
Вопрос «А» задания.
В первую очередь, оценивается понимание кандидатом зависимость цен от рыночной стратегии компании. Ожидается, что будут заданы вопросы:
Цели разработки нового прайс-листа?
Прежде всего, кандидат должен показать понимание того, что любые изменения должны быть направлены на достижение поставленных целей.
В качестве дополнительных комментариев, при ответе на подобный вопрос, можно сказать, что стоит задача увеличения объема продаж, которые связаны, в том числе и с не слишком удачным ценообразованием.
Какой ценовой стратегии придерживается компания?
В ответ можно попросить предложить возможную стратегию.
(важен анализ ситуации при предложении или должны быть даны различные варианты).
Возможны вопросы о себестоимости, желательной норме рентабельности и т.д.
Данные вопросы стоит оставить без ответа.
На какие сегменты ориентируется компания?
В ответ можно сказать, что об этом можно судить по информации из прайс-листа.
В качестве вопросов, может быть перечислена информация для анализа, которую необходимо будет получить. (рыночная ситуация, конкуренты, конкурентная ситуация и т.д.
В ответ на это можно спросить, каким образом сам кандидат предполагает получить необходимую информацию. Что, по сути, предполагает второй вопрос.
Если вопросы заданы не будут, это говорит о том, что кандидат не в полной мере осознает связь ценообразования с другими аспектами бизнеса.
Вопрос «В» задания
Ответ на вопрос показывает понимание кандидатом факторов, влияющих на ценообразование в компании.
В ответе должно прозвучать понимание (в порядке важности):
- Сегментов, на которые направлены продажи;
- целей, которые достигаются скидками (увеличения объема продаж за счет стимулирования покупок более крупных партий товара, учет потребностей различающихся сегментов, получение конкурентного преимущества и т.д.);
- принципов ценообразования (градации скидок в зависимости от уровня канала сбыта).
- ассортиментной политики;
- групп товаров;
- марочной политики;
- имиджа компании на которую влияет форма и содержание прас-листа;
Должна присутствовать логика в обосновании предлагаемых решений. На вопрос «почему», должно быть логичное обоснование с использованием имеющейся информации или экспертного мнения.
Хорошо, если кандидат покажет логичное и связное описание процесса формирования цен опирающегося на проведенный анализ.
Вопрос «С» задания.
Ответ на вопрос показывает способность критически анализировать существующий вариант и обосновывать предложения.
Возможные варианты (не по приоритетам)
— ориентация на разные сегменты. (возможна разработка прайс-листа для различных сегментов)
— отсутствие специальных предложений (нет предложений для оптовых покупателей)
По каждому из замечаний можно попросить предложить варианты исправлений.
Результат
Предложенное, задание отвечает поставленным задачам:
- Ответ на задание требует 5 — 10 минут.
- Необходимость «с листа» анализировать документ показывает владение практикой формирования прайс-листа.
- Глубина анализа и спектр затронутых вопросов может сказать насколько кандидат владеет вопросами ценообразования.
Вместо заключения
Даже такой краткий пример последовательности разработки заданий или кейса для кандидата показывает возможность дать менеджеру по персоналу инструмент, позволяющий объективно провести первичную оценку кандидата на владение необходимыми умениями.
На следующем этапе собеседования руководитель может оценить квалификацию кандидата, задавая ему вопросы, связанные с практической деятельностью и тем опытом, которым кандидат владеет.
Как видим, поставленная проблема может быть решена совместной работой специалиста отдела персонала и руководителем отдела маркетинга.
Читайте также: Маркетолог на собеседовании
Спасибо,обязательно воспользуюсь советом
Пожалуйста, главное, чтобы была практическая польза.