Существует большое количество определений маркетингового исследования. Классическим определением маркетингового исследования, считается определение Ф. Котлера: «Маркетинговые исследования — это систематические определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, исследование и отчет о результатах».
Количественные исследования
Количественные исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных «опросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенные формат собираемых данных и источники их получения, обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе.
Цель количественных исследований — получение и анализ достоверных данных, подлежащих всесторонней статистической обработке. Количественные исследования позволяют проверить достоверность мнений потребителей, выявленных в ходе качественных исследований. Они проводятся с помощью опросов с использованием методов статистической выборки.
Качественные исследования
Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартизированной форме.
Цель качественных исследований — получение данных, объясняющих наблюдаемое явление. Такого рода данные не выражаются в конкретных цифрах и не поддаются поэтому какой-либо статистической обработке. С помощью качественных исследований можно определить мотивы поведения потребителей.
Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому предшествуют специальные процедуры. Например, мнение нескольких респондентов о рекламе спиртных напитков может быть словесно выражено по-разному. Только в результате дополнительного анализа все мнения разбиваются на три категории: отрицательные, положительные и нейтральные, после чего можно определить, какое число мнений относится к каждой из трех категорий. Такая промежуточная процедура является лишней, если при опросе использовать сразу закрытую форму вопросов.
Количественные и качественные исследования — сравнение
В общем виде, количественные и качественные исследования можно сопоставить использую следующую таблицу.
Параметр сравнения | Качественные исследования | Количественные исследования. |
Размер выборки | Малая | Большая |
Объем информации получаемый от одного респондента. | Большой | Небольшой |
Организационные требования | Высокопрофессиональный интервьюер со специальными знаниями и гибкой методикой опроса | Группа интервьюеров со стандартизованной методикой опроса. |
Основные типы вопросов | Открытые вопросы | Шкальные вопросы |
Основные типы анализа | Субъективный анализ, необходимость интерпретации | Статистические методы обработки результатов |
Необходимое оборудование | Сбор информации — специальное оборудование (диктофоны, помещение, вспомогательные материалы) Обработка – компьютеры, специалисты для обработки — стенографисты расшифровщики, психологи, | Сбор информации — анкеты, Обработка – компьютеры. |
Знания необходимые исследователю | Психология, социология, социальная психология, поведение потребителей, маркетинг, профессиональные знания рынка. | Статистика, модели принятия решений, профессиональное использование специальных компьютерных программ, маркетинг. |
Вид исследования | Первичные | Описательные или причинные |