Каким образом компании пришли к тому, чтобы преобладающей в их деятельности стала концепция маркетинг микс (4P) или концепция традиционного маркетинга. Давайте вспомним историю… После Второй Мировой войны расцвело массовое производство, военные заводы перестраивали свои конвейеры для выпуска товаров для населения.
Новые товары появлялись каждый день. Разумеется, что значительная часть из них не оправдывала ожиданий. К середине 50-х годов стало очевидно, что наибольшего успеха добиваются компании, которые ориентируются на своего потребителя. Стало необходимым не только выпустить товар, наилучшим образом отвечающий ожиданиям потребителей, но и цена на него должна соответствовать их покупательной способности. Приобрести этот товар покупатель должен в том магазине, где ему удобно, а реклама сработает лучше именно в том журнале или газете, который клиент, на которого товар рассчитан, привык читать. В центр своего внимания маркетинг поставил Клиента. Таким образом, концепция традиционного маркетинга ориентирует компанию на учет особенностей потребителей. Все средства оперативного маркетинга: продукт, цена, сбыт, продвижение, используются в расчете на особенности покупателя. Именно комплексное использование всех средств маркетинговой конкуренции дает выигрыш в борьбе за потребителя.
Классический комплекс маркетинга («4 P» или «Marketing mix») включает:
- Продукт — Product
- Цена — Price
- Сбыт — Place
- Продвижение – Promotion.
Позже его попытаются адаптировать для услуг, добавив процессы, персонал и вещественное подтверждение, расширив модель до 7P, некоторые авторы пошли дальше – 9P, 12P, … впрочем это уже игры со словообразованием на «P», имеющие к реальному маркетингу достаточно косвенное отношение. Была попытка «вывернуть модель наизнанку» и посмотреть на комплекс маркетинга со стороны потребителя – т.н. модель 4C. Но с практической точки зрения 4P или 5P (включая персонал), хватает вполне.
Концепция традиционного маркетинга, ориентирует компанию на выявление потребностей потенциальных покупателей. Она исходит из того, что предприятие может достигнуть своих целей, только изучив потребности целевых сегментов — групп потребителей, на которые нацелены изделия и услуги.
В свою очередь, если компания использует комплекс оперативного маркетинга соответствующий особенностям потребителя на основе проведенных исследований, то вероятность успеха возрастает. В частности, возможно разработать и предложить потребителю продукт, который наилучшим способом соответствует имеющиеся потребностям.
Применение концепции традиционного маркетинга предполагает, что спрос на рынке явно меньше имеющегося предложения, а потребители будут готовы заплатить больше, если товары будут подходить именно им. Кроме того, они не могут найти товар, который удовлетворял бы их полностью. И компания, которая предложит им именно такой продукт, получит значительное конкурентное преимущество.
«Концепция маркетинга заключается в том, что залог достижения целей организации – определение нужд и потребностей целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов, способами». Ф. Котлер.
Концепция традиционного маркетинга в современных условиях
Что бы не говорили о том, что концепция традиционного маркетинга уже «вчерашний день», она вполне жизнеспособна, особенно в России. Улучшая свой комплекс маркетинга («4P», «Marketing mix») компания обеспечивает свою конкурентоспособность.