Для того, чтобы понять каким образом сформировалась производственная концепция маркетинга, вспомним, с чего маркетинг начинался. К началу 20 века закончился первый этап мирового индустриального развития. Промышленное производство с применением машин обеспечило выпуск в значительных масштабах как сырья, так и готовой промышленной продукции. Спрос превышал предложение, и основной проблемой было произвести товар по такой цене, чтобы покупатель смог его купить.
В такой ситуации основной задачей для компании становится увеличение производства товаров, которые уже выпускаются.
В выигрыше остается тот производитель, который научился выпускать больше и дешевле, а значит основными инструментами менеджера (в то время профессии маркетолога еще практически не существовало), становиться себестоимость продукции и производительность. В производственной концепции маркетинга главным становится увеличение объемов производства существующего ассортимента товаров. Ведь при совершенствовании производства предприятие увеличивает выпуск товаров и, как правило в этом случае снижается их себестоимость. Это ведет к тому, что можно будет снизить цену для покупателя и следовательно, к увеличению спроса.
Производственная концепция маркетинга актуальна в условиях дефицита товаров, при ограниченном производстве. Исключена ли подобная ситуация в современных предприятиях? Скорее всего – нет. Если на рынке складывается ситуация, когда основная часть потенциальных потребителей имеет ограниченный, небольшой доход, а спрос превышает предложение и на качество обращают внимание не в первую очередь, вполне разумно обратить внимание не на рекламу, а на совершенствование производства. Задача маркетолога помочь производству снизить себестоимость продукции с целью увеличения своей доли на рынке. Что подразумевает совершенствование производства, что ведет к росту продаж и максимизации прибыли.
«Производственно-ориентированная концепция утверждает, что потребители отдают предпочтение доступным и дешевым продуктам. Главная задача менеджера производственно-ориентированной организации – достижение высокой эффективности производства продукции и ее оптимальное распределение». Ф.Котлер.
Производственная концепция маркетинга в современных условиях
Как уже говорилось, производственная концепция маркетинга актуальна в условиях дефицита товаров, при ограниченном производстве. Исключена ли подобная ситуация в современных предприятиях? Скорее всего – нет. Если на рынке складывается ситуация, когда основная часть потенциальных потребителей имеет ограниченный, небольшой доход, а спрос превышает предложение и на качество обращают внимание не в первую очередь, вполне разумно обратить внимание не на рекламу, а на совершенствование производства. Задача маркетолога помочь производству снизить себестоимость продукции с целью увеличения своей доли на рынке. Что подразумевает совершенствование производства — это ведет к росту продаж и максимизации прибыли.