Мечта маркетолога, чья компания использует рекламные ролики в продвижении своих товаров или услуг, выпустить ролик вирусный. Посмотрим на примере, что этому может способствовать.
Рекламный ролик Модульбанка как пример вирусного ролика.
Сейчас в социальных сетях набирает популярность рекламный ролик Модульбанка. За 4 дня ролик посмотрели около 100 тыс. человек, а в социальной сети FB ролик набрал больше 1500 репостов (цифры на 07.03.19). Для рекламного ролика, рассчитанного на узкую целевую аудиторию – неплохие показатели охвата. Так что, его смело можно отнести к вирусным.
Целевая аудитория
Что касается целевой аудитории – она очевидна. Банк позиционирует себя как банк для предпринимателей: «Модульбанк — единственный банк в России, который работает только с малым бизнесом». Поэтому целевая аудитория ролика — предприниматели и те, кто хочет им стать. В первую очередь ролик нацелен на предпринимателей – девушек, поэтому и героиня соответствует собирательному образу успешного предпринимателя. Впрочем, как выяснилось, это уже второй ролик цикла. Первый рекламный ролик из которого, в котором предприниматель – мужчина вышел 9 месяцев назад и набрал на Youtube почти 6,5 млн. просмотров. Как мне кажется, ролик с женщиной — предпринимателем более «вирусный».
AIDA на практике
Известная модель AIDA предполагает использование в рекламном сообщении специальных приемов, позволяющих подвести потенциального покупателя к решению о покупке
АИДА (акроним от англ. AIDA — Attention, Interest, Desire, Action — внимание, интерес, желание, действие) — принятая в практике маркетинга модель потребительского поведения, описывающая последовательность событий, ведущих к принятию решения о покупке
Некоторые называют ее устаревшей, но на примере ролика Модульбанка можно убедиться, как использование давно известной модели помогло достичь нужного результата.
Давайте разберем, какие приемы использованы при создании рекламного ролика.
Ситуация
Авторам видео удалось смоделировать ситуацию, которая «цепляет». Сама ситуация, на которой строится ролик – интервью, достаточно стрессовая для предпринимателя, с другой стороны, показывает достигнутый уровень, то есть успешность бизнеса, поэтому уже первые кадры вызывают интерес.
Вопрос «Кто вас вдохновил открыть свое производство»? вызывает желание предпринимателя послушать.
Задача привлечь внимание целевой аудитории – выполнена.
Попадание в стереотип
Один из страхов предпринимателя – отсутствие одобрения близких, которые не имеют предпринимательской жилки и по-другому оценивают риски. Рано или поздно любой предприниматель сталкивается со скептическим отношением со стороны людей, которые его окружают.
Ролик Модульбанка возводит негатив в абсолют. То есть показывает всех, кто не согласен с предпринимателем в отрицательном свете. Все типажи (муж, родители, знакомые), узнаваемы и несут негативный смысл. Ассоциируя себя с героиней ролика, предприниматель получает подтверждение своим устремлениям. А поскольку, по отзывам в группах предпринимателей, с таким отношением сталкиваются многие из них, интерес к развитию ситуации поддерживается от диалога к диалогу. Как написала одна из участниц обсуждения: «ситуации, может, чуть утрированные, т.к. для ролика, но очень жизненные».
Задача вызвать интерес – выполнена.
Психологические приемы в вирусном ролике
Одна из потребностей, описанных А. Маслоу – принадлежность к социальной группе. Начинающий предприниматель нуждается в «образцах для подражания», отсюда интерес к автобиографичной литературе, описывающей путь известных предпринимателей. Многочисленные «мотивационные» семинары стараются пробудить желание «выйти из зоны комфорта», «стать лидером» и прийти к желаемой роли предпринимателя, свободного в действиях, уверенного в себе и, главное, успешного.
Весь сюжет рекламного ролика приводит к мысли, что ты особенный. Ты можешь добиться того, чего хочешь. Стоит только начать. Кто же откажется от успеха! А успех – вот он рядом. Преодолей себя, следуй своей мечте, несмотря на возражения и успех придет.
Можно сказать, что этот ролик использует и другие приемы из психологии влияния – желание быть последовательным в принятии решений, желание получить социальное доказательство правильности своего поведения и некоторые другие.
В конце концов, хочется немного верить в удачу. Концепция ролика чем-то напомнила замечательный фильм «Москва слезам не верит». Отличная режиссерская работа, но что касается предпринимательства — обычная сказка со счастливым концом. Впрочем, стать успешным вопреки скептикам и недоброжелателям, мечтает каждый предприниматель в начале своего дела.
Задача вызвать желание, а вернее укрепиться в своем желании стать предпринимателем – выполнена.
Вперед к мечте
Завершается рекламный ролик благодарностью тем, кто был против, словно предлагая предпринимателю вспомнить афоризм Ф. Ницше – «Все, что нас не убивает – делает нас сильнее». Следующий шаг – начать действовать. И словно поддержка в решении — финальное утверждение в титрах ролика: «Предприниматели – люди с твердым характером».
Здесь работает еще один хитрый психологический прием влияния – принцип взаимного обмена. Если банк представивший ролик так хорошо понимает предпринимателей и верит в них, почему бы не ответить взаимностью.
И призыв «Открой счёт достижениям!» в этой ситуации, как нельзя кстати. Тем более, что созвучен тому действию, что ожидается от предпринимателя – открыть счет. В банке, создавшем этот замечательный вирусный ролик.
Задача вызвать действие – выполнена.
В качестве вывода, можно сказать, что классические приемы, о которых новоиспеченные «гуру» часто говорят, что они не работают в современных условиях, прекрасно сработали. Отличная работа команды, создавшей рекламный ролик, который стал вирусным, благодаря продуманной концепции и творческом использовании теории.
К сожалению, в статье так и не нашлось места ответу на вопрос, вынесенный в заголовок. Про рекламный — понятно. AIDA старенькая, иерархическая, всеми забытая в пользу гетерархических моделей, работает. Так как же превратить рекламный ролик в вирусный? 🙂
Попробуем так:
— Поймите вашу целевую аудиторию.
— Смоделируйте ситуацию, которая актуальна для вашей целевой аудитории и «цепляет» ее.
— «Попадите в стереотип» — ваш ролик должен вызывать душевный отклик — «вау, так и есть».
— Используйте психологические приемы, для самоидентификации целевой аудитории с сюжетом ролика.
— Ставьте цели в соответствии с выбранной моделью коммуникации (АИДА далеко не единственная) и достигайте их в ходе реализации сценария.
— Будьте чуть удачливее, чтобы вирусный эффект вашего ролика сработал 🙂
На самом деле метода гарантировано превратить ролик в вирусный не существует, но использование обозначенных подходов повышает вероятность отклика. И желание целевой аудитории поделиться вашим роликом.