Россия 2025: от кадров к талантам — исследование BCG и Сбербанка.

Россия 2025: от кадров к талантам

Россия 2025: от кадров к талантам

В конце октября ТАСС опубликовало краткие результаты исследования «Россия 2025: от кадров к талантам», проведенного The Boston Consulting Group (BCG), совместно со Сбербанком,  благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее», WorldSkills Russia и Global Education Futures. Основным результатом исследования стал вывод о том, что Россия к 2025 году столкнется с дефицитом высококвалифицированных кадров. Полностью исследование в интернете не выложено, скачать не получится, но проанализировав опубликованные статьи, написанных по материалам исследования, есть возможность  частично получить необходимую информацию.

Задача и методы исследования

Задача исследования — оценить проблемы рынка труда, препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики.

Методы исследования

  • онлайн-опрос среди российских работодателей. Опрошено 280 работающих в России компаний.
  • экспертные интервью с представителями высшего руководства крупнейших российских компаний с численностью более 3,5 млн человек. Участвовало более чем 90 компаний из 22 отраслей.

Период проведения опроса — февраль—май 2017 года.

Методика исследования

Насколько можно понять из описания исследования, специальности были распределены по по трем категориям: «Правило», «Умение» и «Знание», по методике Йенса Расмуссена — датского исследователя.

Категория «Правило» — люди, занятые физическим трудом и большую часть рабочего времени повторяющие типовые задачи (рабочих специальностей).

Категория «Умение» — люди, занятые технической рутинной работой, принимающие решения в рамках правил (от прораба до администратора гостиницы, а также большинство офисных сотрудников).

Категория «Знание» — люди, большая часть работы которых состоит из аналитических, творческих задач, импровизации и предполагает автономность принятия решений.

Комментарий. В интернете подробного описания методики Йенса Расмуссена найти не удалось.

Исходные данные

Исходные данные в краткой информации, представленной в материале ТАСС крайне мало. В исследовании, вероятно, каждый из тезисов, подкрепляется полученными данными,  но в статьях они представлены отрывочными сведениями.

К категории «Знание» в России, согласно исследованию,  относится только 17% работающего населения.

Соотношение категорий работников

Соотношение работников различных категорий на рынке труда в странах с разными типами экономики (% от общего числа занятых)

На основании этого делается вывод: «80% трудоспособного населения не подготовлено для работы на современных рынках».

Комментарий: Но ведь даже в самых развитых экономиках есть значительное число профессий, которые не требуют творчества и импровизации. Если следовать этой логике, даже в Германии к работе на современных рынках не готовы 70% работников.

Основные причины

  1. Принципы оплаты труда
  • оплата труда в России не стимулирует к профессиям с высокой квалификацией, как следствие, нет достаточно высокого спроса на знания, а престиж профессий, требующих сложного обучения низкий;

в России разница в оплате труда водителя и врача — всего 20 процентов, в то время как в Германии — 174 процента, в США — 261 процент, в Бразилии — 172 процента.

  1. Недостатки системы образования,
  • Система образования не готовит кадры для экономики знаний;
  • высшее образование «потеряло качество, но стало всеобщим» — с 1993 по 2015 год число мест в вузах выросло более чем вдвое при сокращении числа абитуриентов на 36%;
  • отсутствует система пост-дипломного образования. Регулярное обновление компетенций после выпуска из учебного заведения не организовано;
  • учеба в процессе работы либо формальна, либо направлена на «точечное закрытие пробелов системы образования».
  1. отсутствие среды для развития и самореализации человека
  • 98 процентов работающих скорее предпочтут стабильность, а не возможность роста;
  • 4,9 млн россиян (это 6,5% от работающих) живут в условиях трудовой бедности (зарплаты хватает только на выживание);
  • В РФ затраты работодателей на обучение сотрудников в десять раз меньше, чем в Европе, а участвуют в нем 15% работоспособного населения и 1% пенсионеров — против 40% и 5% соответственно в развитых странах.

«Исторически унаследованная структура занятости, львиную долю в которой составляют крупные предприятия, поддерживает баланс занятости, а не баланс компетенций, оплата труда не зависит в должной мере от уровня квалификации и компетенций. Во-вторых, тем, что система образования не готовит кадры для экономики знаний, «не слышит» бизнес. Сейчас образованность зачастую подменяется «дипломированностью». Третья причина — отсутствие среды для развития и самореализации человека»

Комментарий: Во времена СССР даже рабочие были заинтересованы в росте квалификации. Разница в зарплате между 3 и 6 разрядом, составляла 100 — 150% (в два — три раза). Естественно, связано это было с более высокой оплатой за выполнение более сложных работ. При этом зарплаты высококвалифицированных рабочих были вполне сопоставимы с зарплатами кандидатов наук.

Проблемы предприятий

В статьях приводится только один вопрос, позволяющий оценить проблемы для предприятий, связанные с образованием.

Отсутствие кадров — барьер для развития компаний

Барьеры для развития компаний

В результате 91% работодателей отмечает нехватку практических знаний у выпускников.

Комментарий: Главное не в этом. Сейчас на предприятиях реального сектора остро стоит вопрос отсутствия высококвалифицированных инженеров-конструкторов, технологов, других специалистов, связанных с разработкой новой продукции и производственных технологий.

Сценарии развития рынка труда в России

В исследовании предлагается два сценария:

  1. Базовый, или догоняющий сценарий.
  • Рост общего числа рабочих мест на 2,2 млн человек.
  • В категории «Знание» появится 5,8 млн рабочих мест.
  • В категориях «Правило» и «Умение» исчезнет 3,5 млн рабочих мест.

Результат. Ежегодный рост ВВП России на уровне среднемировых (3–3,5% в год).

Риски. Частный бизнес будет серьезно опережать по развитию госструктуры и коммерсанты переманят к себе самых талантливых кандидатов.

Реализация этого сценария «вероятно, предотвратит рецессию в экономике», но означает увеличение отставания от лидеров, поскольку структура рынка труда существенно не изменится.

Государство будет «так или иначе» обеспечивать 45% занятости, а «ключевая особенность, которая отличает госкомпании от остальных», это либо отсутствие серьезной конкуренции, либо ее очень большое ограничение»

 

  1. Дисбаланс на рынке труда при сценарии опережающей модернизации

    Сценарий опережающей модернизации

  • Более активная роль государства и компаний с госучастием.
  • В ближайшие 8 лет компаниям с госучастием потребуются 4,7 млн работников в категории «Знание».
  • В России появятся 10,5 млн рабочих мест для работников высшей квалификации.
  • Невостребованными окажутся 9,4 млн человек из категорий «Правило» и «Умение».

Результат. Дополнительный рост ВВП 1,5%  в год по сравнению с базовым.

Риски: рост безработицы, так как сценарий предполагает массового высвобождения персонала, работающего по устаревшим правилам. Это касается и государственных организаций и частных компаний.

«Переобучение персонала либо должно быть возложено на бизнес, у которого есть такие компетенции, либо должны быть созданы какие-то новые государственные инструменты массовой переподготовки, но опять же с привлечением бизнеса».

Выводы

Стране нужна большая переквалификация,  то есть переход части специалистов из категорий «Правило» и «Умение» в категорию «Знание».

Единственная возможность для страны сохранить конкуренцию в глобальной экономике — осуществить сценарий опережающей модернизации —качественное изменение рынка труда и увеличение доли высококвалифицированных профессионалов.

 

Восемь главных шагов развития человеческого капитала в России

  • работодатели с государственным участием должны создавать конкурентные предложения условий труда для профессионалов категории «Знание»;
  • необходимо сокращать неэффективную «социальную занятость» с перераспределением фонда оплаты труда в пользу работников категории «Знание». И одновременно внедрять систему переквалификации высвобождаемых кадров из других категорий;
  • создавать благоприятные условия для ведения бизнеса в России, включая стимулирование развития инновационных малых предприятий;
  • образовательная система должна быть перестроена так, чтобы она опережающими темпами готовила работников категории «Знание».
  • Фокус образовательных программ необходимо перенести с развития предметных знаний и запоминания информации на развитие личностных и метапредметных компетенций;
  • нужно стимулировать приток талантов в сферу образования
  • корпорации, и самих работников нужно переориентировать на понимание того, что профессиональное развитие и обучение должно продолжаться всю жизнь, а не заканчиваться после получения диплома.
  • должна быть создана система стимулирования профессионального роста и получения новых знаний.

«Именно возможность создавать, привлекать и удерживать носителей ключевых компетенций определит новую конкурентоспособность России. Ключевое условие — разработка и реализация концепции развития человеческого капитала, которая включала бы в себя не только вопросы образования и подготовки кадров, но и вопросы стимулирования спроса на кадры категории «знание», а также создания среды, благоприятной для развития человека»

 

Использованы материалы с сайтов:

ТАСС ; Коммерсант  ; News2 

Обновление. Появилась полная версия доклада «Россия 2025: от кадров к талантам». Скачать можно по ссылке Sberbank-BCG-issledovanie

3 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *