В конце октября ТАСС опубликовало краткие результаты исследования «Россия 2025: от кадров к талантам», проведенного The Boston Consulting Group (BCG), совместно со Сбербанком, благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее», WorldSkills Russia и Global Education Futures. Основным результатом исследования стал вывод о том, что Россия к 2025 году столкнется с дефицитом высококвалифицированных кадров. Полностью исследование в интернете не выложено, скачать не получится, но проанализировав опубликованные статьи, написанных по материалам исследования, есть возможность частично получить необходимую информацию.
Задача и методы исследования
Задача исследования — оценить проблемы рынка труда, препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики.
Методы исследования
- онлайн-опрос среди российских работодателей. Опрошено 280 работающих в России компаний.
- экспертные интервью с представителями высшего руководства крупнейших российских компаний с численностью более 3,5 млн человек. Участвовало более чем 90 компаний из 22 отраслей.
Период проведения опроса — февраль—май 2017 года.
Методика исследования
Насколько можно понять из описания исследования, специальности были распределены по по трем категориям: «Правило», «Умение» и «Знание», по методике Йенса Расмуссена — датского исследователя.
Категория «Правило» — люди, занятые физическим трудом и большую часть рабочего времени повторяющие типовые задачи (рабочих специальностей).
Категория «Умение» — люди, занятые технической рутинной работой, принимающие решения в рамках правил (от прораба до администратора гостиницы, а также большинство офисных сотрудников).
Категория «Знание» — люди, большая часть работы которых состоит из аналитических, творческих задач, импровизации и предполагает автономность принятия решений.
Комментарий. В интернете подробного описания методики Йенса Расмуссена найти не удалось.
Исходные данные
Исходные данные в краткой информации, представленной в материале ТАСС крайне мало. В исследовании, вероятно, каждый из тезисов, подкрепляется полученными данными, но в статьях они представлены отрывочными сведениями.
К категории «Знание» в России, согласно исследованию, относится только 17% работающего населения.
На основании этого делается вывод: «80% трудоспособного населения не подготовлено для работы на современных рынках».
Комментарий: Но ведь даже в самых развитых экономиках есть значительное число профессий, которые не требуют творчества и импровизации. Если следовать этой логике, даже в Германии к работе на современных рынках не готовы 70% работников.
Основные причины
- Принципы оплаты труда
- оплата труда в России не стимулирует к профессиям с высокой квалификацией, как следствие, нет достаточно высокого спроса на знания, а престиж профессий, требующих сложного обучения низкий;
в России разница в оплате труда водителя и врача — всего 20 процентов, в то время как в Германии — 174 процента, в США — 261 процент, в Бразилии — 172 процента.
- Недостатки системы образования,
- Система образования не готовит кадры для экономики знаний;
- высшее образование «потеряло качество, но стало всеобщим» — с 1993 по 2015 год число мест в вузах выросло более чем вдвое при сокращении числа абитуриентов на 36%;
- отсутствует система пост-дипломного образования. Регулярное обновление компетенций после выпуска из учебного заведения не организовано;
- учеба в процессе работы либо формальна, либо направлена на «точечное закрытие пробелов системы образования».
- отсутствие среды для развития и самореализации человека
- 98 процентов работающих скорее предпочтут стабильность, а не возможность роста;
- 4,9 млн россиян (это 6,5% от работающих) живут в условиях трудовой бедности (зарплаты хватает только на выживание);
- В РФ затраты работодателей на обучение сотрудников в десять раз меньше, чем в Европе, а участвуют в нем 15% работоспособного населения и 1% пенсионеров — против 40% и 5% соответственно в развитых странах.
«Исторически унаследованная структура занятости, львиную долю в которой составляют крупные предприятия, поддерживает баланс занятости, а не баланс компетенций, оплата труда не зависит в должной мере от уровня квалификации и компетенций. Во-вторых, тем, что система образования не готовит кадры для экономики знаний, «не слышит» бизнес. Сейчас образованность зачастую подменяется «дипломированностью». Третья причина — отсутствие среды для развития и самореализации человека»
Комментарий: Во времена СССР даже рабочие были заинтересованы в росте квалификации. Разница в зарплате между 3 и 6 разрядом, составляла 100 — 150% (в два — три раза). Естественно, связано это было с более высокой оплатой за выполнение более сложных работ. При этом зарплаты высококвалифицированных рабочих были вполне сопоставимы с зарплатами кандидатов наук.
Проблемы предприятий
В статьях приводится только один вопрос, позволяющий оценить проблемы для предприятий, связанные с образованием.
В результате 91% работодателей отмечает нехватку практических знаний у выпускников.
Комментарий: Главное не в этом. Сейчас на предприятиях реального сектора остро стоит вопрос отсутствия высококвалифицированных инженеров-конструкторов, технологов, других специалистов, связанных с разработкой новой продукции и производственных технологий.
Сценарии развития рынка труда в России
В исследовании предлагается два сценария:
- Базовый, или догоняющий сценарий.
- Рост общего числа рабочих мест на 2,2 млн человек.
- В категории «Знание» появится 5,8 млн рабочих мест.
- В категориях «Правило» и «Умение» исчезнет 3,5 млн рабочих мест.
Результат. Ежегодный рост ВВП России на уровне среднемировых (3–3,5% в год).
Риски. Частный бизнес будет серьезно опережать по развитию госструктуры и коммерсанты переманят к себе самых талантливых кандидатов.
Реализация этого сценария «вероятно, предотвратит рецессию в экономике», но означает увеличение отставания от лидеров, поскольку структура рынка труда существенно не изменится.
Государство будет «так или иначе» обеспечивать 45% занятости, а «ключевая особенность, которая отличает госкомпании от остальных», это либо отсутствие серьезной конкуренции, либо ее очень большое ограничение»
Сценарий опережающей модернизации
- Более активная роль государства и компаний с госучастием.
- В ближайшие 8 лет компаниям с госучастием потребуются 4,7 млн работников в категории «Знание».
- В России появятся 10,5 млн рабочих мест для работников высшей квалификации.
- Невостребованными окажутся 9,4 млн человек из категорий «Правило» и «Умение».
Результат. Дополнительный рост ВВП 1,5% в год по сравнению с базовым.
Риски: рост безработицы, так как сценарий предполагает массового высвобождения персонала, работающего по устаревшим правилам. Это касается и государственных организаций и частных компаний.
«Переобучение персонала либо должно быть возложено на бизнес, у которого есть такие компетенции, либо должны быть созданы какие-то новые государственные инструменты массовой переподготовки, но опять же с привлечением бизнеса».
Выводы
Стране нужна большая переквалификация, то есть переход части специалистов из категорий «Правило» и «Умение» в категорию «Знание».
Единственная возможность для страны сохранить конкуренцию в глобальной экономике — осуществить сценарий опережающей модернизации —качественное изменение рынка труда и увеличение доли высококвалифицированных профессионалов.
Восемь главных шагов развития человеческого капитала в России
- работодатели с государственным участием должны создавать конкурентные предложения условий труда для профессионалов категории «Знание»;
- необходимо сокращать неэффективную «социальную занятость» с перераспределением фонда оплаты труда в пользу работников категории «Знание». И одновременно внедрять систему переквалификации высвобождаемых кадров из других категорий;
- создавать благоприятные условия для ведения бизнеса в России, включая стимулирование развития инновационных малых предприятий;
- образовательная система должна быть перестроена так, чтобы она опережающими темпами готовила работников категории «Знание».
- Фокус образовательных программ необходимо перенести с развития предметных знаний и запоминания информации на развитие личностных и метапредметных компетенций;
- нужно стимулировать приток талантов в сферу образования
- корпорации, и самих работников нужно переориентировать на понимание того, что профессиональное развитие и обучение должно продолжаться всю жизнь, а не заканчиваться после получения диплома.
- должна быть создана система стимулирования профессионального роста и получения новых знаний.
«Именно возможность создавать, привлекать и удерживать носителей ключевых компетенций определит новую конкурентоспособность России. Ключевое условие — разработка и реализация концепции развития человеческого капитала, которая включала бы в себя не только вопросы образования и подготовки кадров, но и вопросы стимулирования спроса на кадры категории «знание», а также создания среды, благоприятной для развития человека»
Использованы материалы с сайтов:
ТАСС ; Коммерсант ; News2
Обновление. Появилась полная версия доклада «Россия 2025: от кадров к талантам». Скачать можно по ссылке Sberbank-BCG-issledovanie
Полная версия доклада в формате pdf появилась в сети. Ссылка на скачивание добавлена в статью.
Авторы статьи — иностранцы.В статье есть ложная и вредная информация.
Было бы интересно прочитать ваш анализ, какая информация является ложной и вредной.