Маркетолог и вакансии – работа без обмана

маркетолог и вакансии

маркетолог и вакансии — работа без обмана

Часто на сайтах по трудоустройству приходится видеть вакансии, в которых от маркетолога требуется быть универсалом. Например, владеть графическими пакетами и разрабатывать дизайн объявлений и в то же время подготавливать аналитические отчеты по рынку и быть специалистом в excel.  Можно ли найти такого специалиста и стоит ли маркетологу откликаться на подобные вакансии?

 

 

Вот пример вакансии маркетолога.

вакансия для маркетлога

Вакансия маркетолога от компании. (взято из соц. сети)

Обсуждение этой вакансии маркетолога в конференции  HRM в LinkedIn получилось очень оживленным. Мнения разделилось: часть специалистов посчитала, что совмещение в одной вакансии компетенций, требующих различного склада характера непрофессионально и найти такого специалиста практически невозможно.

«…Собрали в кучу все, что, по их мнению, необходимо делать и объединили в одну вакансию… Будет процесс, не будет нужного результата или вообще не будет никакого результата…». (Ирина Ярошик)

«…Я как консультант сталкиваюсь с ошибками «многопрофильных работников» в каждой компании, в которую меня приглашают…». (Ilya Borodach)

Другие считают, что в условиях ограниченного бюджета в небольших компаниях подобные совмещения профессий вполне обычное явление.

«…Берут реальный профиль позиции на основе предыдущей практики и закатывают в вакансию. Гуру и стратеги им не нужны, возможно, это дело других людей в компании… B2B может быть весьма узким для конкретной компании – и один чел. может делать и ресёч и и рекламой заниматься, включая Power Point ». Alex Ridzevskiy

«Я сам с телеком рынка и скажу, что для средней телеком компании это скорее норма». Сергей Анохин

Попробуем разобраться, как появляются такие вакансии для марктологов.

Развитие функций маркетинга в компании

Вакансии с широким  функционалом чаще публикуют молодые компании, которые развиваются. Это может быть и поиск первого для компании маркетолога и поиск маркетолога вместо покинувшего компанию специалиста. Подтверждением тому несколько мнений участников обсуждения:

«…скорее всего это компания находится на первой фазе своего жизненного цикла и там все «весело…» Irina Demidova

«Небольшая компания, маркетинга нет — функцию «что, кому, как и почем продавать» выполняет высшее руководство, периодически гоняя отдел продаж, что плохо и неактивно продают, не развивают рынок. Отдел продаж возражает на это, что мы, дескать не маркетологи…» Ekaterina Nizovskaya

Представьте себе путь развития молодой  компании — небольшой команды единомышленников во главе с учредителем (или даже с одним учредителем).  Вначале все нацелено на развитие продукта и продажи. Необходимо разработать продукт, найти клиентов, продать, т.е. обеспечить выживаемость компании на рынке. Обычно в такой ситуации нанимают только действительно необходимых сотрудников. Чаще всего первый, кого ищут – это продавец, поскольку остальные вопросы решает сам предприниматель. Посудите сами. Продукт придуман и уже продается. Цены устанавливает или сам директор или сотрудник, отвечающий за коммерцию — его правая рука. До развития сбытовой сети еще далеко – на первом месте прямые продажи, которыми занимаются опять же они. Остается функция продвижения, с которой на первых порах тоже справляются своими  силами. При необходимости привлекаются дизайнеры-фрилансеры. Что еще? – Правильно информационное обеспечение. Но платить человеку, который будет сидеть в интернете и искать то, что и так в целом известно тем, кто постоянно сталкивается и с клиентами, и с конкурентами, находясь в гуще продаж, в ситуации стартапа – нецелесообразно.

Но вот компания постепенно увеличивает продажи. Растет загруженность руководителя административными вопросами, постепенно теряется целостность восприятия ситуации на рынке.  Продавцов становится больше одного, и все чаще невыполнение плана объясняется высокими ценами по сравнению с конкурентами. Фрилансеры обходится все дороже, поскольку обращаться к нему приходится чаще. Да и получить нужный результат сложнее из-за того, что каждый раз приходится детально объяснять исполнителю, какой результат требуется.

Если ситуация развивается именно таким образом – приходит время подумать о приеме на работу маркетолога.

Первая вакансия для маркетолога, – какой ей быть?

Продолжая рассуждения в заданной логике, придем к выводу, что функции развития продукта, ценообразования и развития сбыта, хотя они и относятся напрямую к маркетингу, остаются в зоне ответственности коммерческой службы. На данном этапе развития компании это закономерно.

Маркетологу делегируются функции маркетинговых  коммуникаций и информационного обеспечения коммерческой деятельности. В свою очередь маркетинговые коммуникации включают в себя широкий спектр обязанностей от разработки концепции рекламы (креатив) до планирования (анализ). И вот тут менеджер по персоналу (если такой уже появился) или тот, кто нанимает сотрудника, сталкивается с противоречием. Очевидно, что аналитическая и креативная составляющая в одном маркетологе сочетаются крайне редко, хотя я не утверждаю, что такого не встречается вовсе. Но выполнять функции всё равно необходимо. Как же выйти из такого положения?

Совет простой – определитесь с тем, что для вас наиболее важно и подбирайте специалиста с возможностью выполнять дополнительные обязанности, не относящиеся к приоритетным, на минимально необходимом уровне.

Если наиболее важны поддержка продаж – подготовка для продавцов презентаций и аргументации с хорошим пониманием особенностей продукции – ищите «технаря», способного разобраться с продуктом, выстраивать логику презентаций и писать необходимые тексты, скорее всего он будет владеть и PowerPoint и Excel. Впрочем, со сбором информации он тоже, скорее всего, справиться.  При необходимости он также освоит элементарные приемы работы в графических пакетах, так что с обработкой пары фотографий, чтобы вставить их в презентацию проблем не возникнет, так же как и с необходимостью изменить несколько слов в объявлении. Но вот полностью дизайнера он не заменит.

И, наоборот. Если в компании большой объем работ связанный с дизайном – ищите в первую очередь дизайнера. Оформлено все будет на хорошем уровне, только в технической составляющей вашего продукта он вряд ли сможет глубоко разобраться. И придется часть работы по составлению текстов поручить тому сотруднику, кто в этом лучше разбирается. Хотя, повторюсь, бывают и исключения.

При публикации вакансии сделайте акцент на наиболее важные моменты, но не забудьте упомянуть  о желательных навыках.  Попробуем чуть изменить опубликованную вакансию исходя из рекомендации:

Основные обязанности: Создание презентаций маркетингового, технического плана (как для внутренних, так и для внешних заказчиков). Изучение конъюнктуры телекоммуникационного рынка,

Опыт самостоятельного проведения аналитики рынка обязателен.
Отличное знание пакета Office (Excel, Power point). Желательно знание основ работы в MS Project.

Вы также будете отвечать за продвижение компании на рынке, включая полиграфию, рекламу и рекламно-сувенирную продукцию. Желателен опыт разработки бюджетов.

Владение CorelDraw и другими графическими пакетами будет дополнительным преимуществом.

Очень интересую кандидаты с опытом работы в маркетинге в ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ компаниях, понимающие специфику телеком-отрасли (рынок В2В).

Кажется практически тот же самый текст, но воспринимается вполне разумным. Понятно, что ищут человека, который в одном лице закроет все потребности в маркетинговой поддержке для компании. А что не сможет сам – отдадут на аутсорсинг. Но при этом возможны компромиссы, если кандидат не обладает вполне всеми перечисленными навыками.

Перспективы для маркетолога, – стоит ли соглашаться?

С вакансией разобрались – для небольших компаний совмещение должностей не редкость. Для решившего поработать в такой компании маркетолога, ситуация может сложиться по-разному.

Очень хороший анализ возможного развития событий дал Сергей Анохин.

«…возможны любые сценарии развития событий, от быстрого «слива» работника до долгого и мирного существования. Все зависит от ожиданий руководства. Эти ожидания можно разбить на два типа: ожидание коммерческой выгоды или ожидание высвобождения времени у непрофильных отделов. В первом случае ничего хорошего маркетологу не светит. Руководство увидит, что через месяц другой продажи как на дрожжах в гору не пошли, а маркетолог обходится в круглую сумму. Решат что лучше пусть кто другой «отвлекается» от работы в рамках нерабочей нагрузки и хорош. Во втором случае будет все хорошо. Человека загрузят по полной и если он сам от объема не сбежит и результаты деяний не разочаруют руководство, то и будут себе сосуществовать…»

Еще одно мнение от участника обсуждения:

«… до маркетинга такие компании не дозрели, и грамотный специалист может там и не прижиться — слишком много будет волшебных ожиданий с одной стороны, и сопротивлений с этой же. Помучаются вместе с полгодика, потом будут мучительно жалеть потраченных денег, погонят с определением «шарлатан и неумеха» и «мы и сами все про себя знаем».  Ekaterina Nizovskaya

В целом эти два мнения и дают понимание возможного развития ситуации. Поскольку компания, скорее всего, небольшая, для которой характерно единоличное управление, то квалифицированный специалист на такую вакансию вряд ли откликнется – слишком много неопределенностей. Впрочем, в ситуации, когда нужна хоть какая-то работа возможно и такая вакансия будет казаться подходящей.

Но тут есть и опасность, что каждая из сторон намереваясь выиграть — проиграет.

«Раньше при нехватке кадров, нерадивые работники пользовались ситуацией бегая с места на место и выбивая себе все более выгодные условия. Теперь все наоборот. Работодатель хочет получить от работника все и сразу и по возможности даром».  Сергей Анохин

«На рынке полно невнятных специалистов — маркетологов, рекламистов, менеджеров, hr-ов, которые имеют слабую базу, не знают чего хотят от профессии, хотят теплого, спокойного места, зарплату, «творческую работу и карьерный рост» . Вот они и откликаются на подобные объявления, и встречаются 2 глобальных одиночества». Ekaterina Nizovskaya

Соглашусь, что спокойной жизни подобная вакансия не обещает, поэтому квалифицированному маркетологу стоит не один раз подумать, перед тем как откликнуться на подобное предложение.

А вот для начинающего маркетолога такая ситуация скорее в плюс. Появляется возможность развития по многим направлениям , а глубина специализации будет зависеть от собственного желания.  Если компания сможет извлечь пользу из кризиса и начнет развиваться – появляется шанс стать руководителем отдела маркетинга (хотя бы и из двух человек). Если же все пойдет не слишком удачно – дополнительным бонусом от подобной работы будет широкий опыт, позволяющий получить преимущество при следующем трудоустройстве.

Немного о мотивации маркетолога

Очевидно, что в подобной ситуации расширения функционала одна из задач компании – экономия на зарплате. Поэтому кандидату, скорее всего, стоит рассчитывать на зарплату ниже среднерыночной. Какие дополнительные преимущества подобных вакансий могут быть интересны маркетологам?

Попробую перечислить те моменты, которые могут быть привлекательными для кандидатов. Это только гипотеза, реальная ситуация, естественно, может отличаться от компании к компании:

  • прямое подчинение руководителю компании или второму лицу. (Кстати, наиболее часто в  такой ситуации, встречается двойное подчинение);
  • широкий спектр решаемых задач, что позволяет получить опыт работы в различных направлениях маркетинга.  (Дополню, что маркетологу приходится решать и другие задачи, согласно принципу «если в компании никто не знает, как решить какую-то проблему – решение должен найти отдел маркетинга»);
  • выполнение одновременно нескольких задач позволяет получить опыт работы в условиях многозадачности;
  • при положительной динамике в развитии компании возможность быстрого роста до руководителя отдела. (Иногда из одного – двух человек).

Имеют ли право на существование подобные вакансии – да, безусловно. Тем более это подтверждается практикой функциональных обязанностей маркетолога на малых предприятиях.  На что стоит обращать внимание – на корректное описание требований. Чтобы кандидаты реально оценивали соответствие своего опыта требованиям работодателя.

Стоит ли маркетологу на них откликаться – каждый решает для себя. Плюсы и минусы подобных вакансий и наиболее соответствующих им кандидатов, вы уже прочитали.

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code