Первое рекламное агентство в России открыл Людвиг Метцль. Им в 1878 году была учреждена первая «Центральная контора объявлений торгового дома Л. Метцель и Ко». Ему приписывают слоган: «Реклама двигатель торговли».
Людвиг Метцль родился в 1854 году в Праге, но переехал в Санкт-Петербург. В России его звали Людвиг Морицевич Метцль.
В 1878 году на собственные средства Метцль основал возможно первое в России рекламное агентство — контору по приему и производству рекламных объявлений. Назвал он ее, как это часто делали предприниматели, своим именем: «Центральная контора объявлений торгового дома Л. Метцель и Ко».
Первоначально Л. Метцль предлагал клиентам размещение объявлений в периодических изданиях России. У агентства были связи с 80% центральных и региональных периодических изданий. В задачи «Центральной конторы объявлений» входили прием и размещение в печати частных и коммерческих объявлений. Вскоре Метцль наладил контакты периодическими изданиями Европейских стран и агентство стало международным. уровень. Контора Л.Метцля предлагала полный цикл услуг по составлению, переводу на иностранные языки, дизайну и размещению объявлений в ведущих мировых изданиях.
Благодаря таланту и энергии Людвига новое для России дело разрослось в крупнейшее по дореволюционным меркам торговое предприятие, опередившее по масштабам своей деятельности большинство подобных учреждений за границей.
О деятельности агентства мы можем судить по рекламному плакату конторы Метцеля Рекламный текст гласит: «Вы связаны массой разных мелочей, благодаря которым вы не можете осуществить намеченной цели — развить свое дело. Если вы обратитесь в Торговый дом Л. и Э. Метцль и К°, то Вам помогут достичь желаемого при помощи умелой рекламы, заключающейся в правильном распределении объявлений по изданиям, в их изящном внешнем виде и логическом содержании».
В 1882 году на 1-й Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве Л. Метцль построил на собственные средства павильон для коллективной выставки столичной и провинциальной печати, где было показано ее развитие за предыдущие 25 лет. Посетивший выставку император Александр III высоко оценил Л. Метцля и наградил его золотой медалью «За полезное». На Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.
В 1891 году, когда дело значительно возросло, Людвиг Метцль учредил товарищество под названием «Торговый дом Л. и Э. Метцль и Ко». С 1894 года главная контора «Торгового дома» размещалась в Санкт-Петербурге, по адресу: ул.Б.Морская, д.11.
После смерти брата Эрнеста Людвиг Метцль в 1900 году снова остался единственным владельцем фирмы. С 1901 года он сосредоточился на налаживании контактов с персидской печатью и получении монопольного права публикации объявлений о русских товарах в главных газетах Персии.
Незадолго до революции фирма была преобразована в «Российское акционерное общество объявлений» с уставным капиталом два миллиона рублей и двумя штаб-квартирами – в Санкт-Петербурге и Москве. Спектр услуг агентства постоянно расширялся, и помимо сбора и публикации объявлений фирма брала на себя проведение подписной кампании и прием подписки на газеты, составление художественных клише объявлений, бесплатный перевод текста на все языки мира, оказывала клиентам услуги по подбору оптимальных изданий и составлению планов размещения рекламы.
После Октябрьской революции 1917 года агентство прекратило свое существование и закрыло отделения во всех городах России. Конец конторе Метцля, как и всей российской рекламе в целом, положил подписанный сразу после революции указ большевиков «О введении государственной монополии на объявления».
Благодаря ему российская периодическая печать получила новый источник дохода, в разы превышавший «навар» от подписки. При Метцле, заключившим контракты с большинством провинциальных газет, коммерческую выгоду получили не только издатели и типографии по всей России, но и региональный бизнес. Современники отмечали, как с появлением рекламы в провинции сразу же оживлялась торговля и предпринимательская деятельность – притом что до этого на окраинах огромной империи десятилетиями стоял предпринимательский «штиль». Конкретно «Л. и Э. Метцль и Ко.», заключая контракты с газетами, принимала на себя обязательства поставлять в них в течение года рекламные объявления на строго фиксированную сумму. В типовых контрактах, разработанных Метцлем, оговаривались и неустойки – в случае недопоставки «товара» (коим в данном случае были рекламные объявления) его фирма покрывала недостающую сумму за свой счет. В свою очередь, договор обязывал газету не принимать объявлений со стороны, а собственные объявления издателей ограничивались узким спектром «социальной рекламы» – информацией о выставках, лекциях и тому подобных культурных мероприятиях, а также объявлениями медицинского характера (в частности, некрологами). Подобный «эксклюзив» был одинаково выгоден и Метцлю, превращая его в монополиста на российском рекламном рынке и в периодической печати, давно истосковавшейся по стабильному доходу, не зависящему от капризов подписчиков и во многом несовершенной системы розничных продаж. Как следствие, в российских СМИ конца позапрошлого века произошло перераспределение полномочий – собственно редакции постепенно переходили в зависимость от набиравших силу «рекламных отделов».
Использованы материалы: vm.ru ; litterref.ru ;