Говоря об истории маркетинга нельзя не упомянуть тех, кто стоял у истоков учебных программ по маркетингу. Первые курсы маркетинга появились в американских университетах в начале XX в. Хотя некоторые источники говорят, что еще в конце XIX века курсы, которые можно рассматривать как первые курсы маркетинга были прочитаны в Германии, официальных свидетельств этому найти не удалось. Поэтому, традиционно считается, что первые курсы маркетинга появились в университетах США.
История термина marketing
Существительное marketing (маркетинг) появилось примерно в 1560 году, как термин обозначающий покупку и продажу на рынке (market+ing). Разумеется, это не был маркетинг в современном понимании. В 1701 году термин приобрел значение «Производство и продажа на рынке». Датой появления термина marketing (маркетинг) в значении соответствующем современному пониманию маркетинга можно считать 1897 год. В этом году он был использован в научной работе для обозначения деятельности компании по реализации товаров — «процесс перемещения товаров от производителя к потребителю с акцентом на рекламу и продажи»( Bussiere 2000), другой автор отсылает к 1887 году (Tamilia, 2009). В любом случае – это конец XIX века, который можно считать периодом появления концепции маркетинга. Она (концепция маркетинга) сформировалась как ответ на возросшие запросы предприятий по организации сбыта продукции ставшие особенно актуальными с началом перепроизводства.
Первые курсы маркетинга в университетах США
По некоторым источникам первые курсы маркетинга были открыты в университетах Германии, однако подтвержденная информация об этом отсутствует.
Из имеющих официальные версии источников, в самостоятельную дисциплину, имеющие отношение к маркетингу курсы, были выделены в 1902 годe, в Иллинойском и Мичиганском университетах США.
Мичиганский университет – 1902 г.
В 1902 году в Мичиганском университете был открыт курс «The Distributive and Regulative Industries of the US». Учебный план этого курса, включал описание сбытовой деятельности предприятия, классификацию торговых марок, контроль над процессом производства, уделялось внимание вопросам рекламы. С современной точки зрения позволяет назвать его первым курсом маркетинга в университете США.
Автором курса был Гентри Адамс, (Henry Сarter Adams)– профессор политической экономии и финансов в Мичиганском университете (с 1887 года). его работой в этом направлении стала книга «Description of Industry: An Introduction to Economics», изданная в 1916 году.
Иллинойский университет – 1902 г.
Курс в Иллинойском университете назывался «Внутренняя торговля и коммерческая политика» (Domestic commerce and commercial politic), а его автором был Джордж М. Фиск (George M. Fisk).
Сведений о нем в интернете крайне мало, однако он упоминается практически во всех источниках, которые рассказывают о становлении обучения маркетингу.
Университете штата Висконсин – 1909 г.
Первый курс с простым названием «Marketing» появился только в 1909 году, в университете штата Висконсин (University of Wisconsin). Его автором стал Ральф Батлер (Ralph Starr Butler). На основе его новаторской программы позже, в 1914 году, был выпущен учебник — «Marketing Methods and Salesmanship: Modern Business». Методы маркетинга, которые вошли в него послужили основой для большого числа подобных учебников. Этот курс, по сути, установлены критерии для слова «маркетинг», используемых в настоящее время.
Понимание Ральфом Батлером экономики привело его к пониманию рекламы как неотъемлемой части системы свободного предпринимательства. Он рассматривал влияние массовой коммуникации на продажу, как неотъемлемую часть бизнеса. Он был первым, кто указал на роль рекламы в идентификации бренда, считая, что маркетинг ведет к более качественной продукции по более низким ценам за счет честной конкуренции.