Почему «Маркетинг с минус единицы»? Потому, что маркетинг вам нужен, как только появилась мысль о бизнесе. Если вам предлагают «Маркетинг с нуля», бизнес уже начался и маркетинг в вашей компании уже работает. И у вас осталось не так много времени, чтобы подойти к организации маркетинга на предприятии системно.
Ответьте на три вопроса: Вы провели маркетинговый анализ рынка? Можете, сформулировать и подтвердить, что нужно клиенту? Цены установлены с учетом конкурентного анализа, и продажи дают нужную прибыль? Если вы на эти вопросы ответили «Да» — дальше можете не читать. Остальным рекомендую посмотреть раздел «Неудачи стартапа и маркетинг».
Понимание маркетинга
Ф. Котлер дал следующее определение: «Маркетинг — способ ведения бизнеса, сфокусированный на клиенте». Но я бы уточнил: «Маркетинг – способ организации и ведения бизнеса, с ориентацией на клиента, помогающий добиться лучших результатов, чем конкуренты». Т.е. по сути, бизнес – это маркетинг. Цель бизнеса – прибыль. Маркетинг нужен, чтобы прибыль выросла. Маркетинг-менеджмент – это способ добиться лучших результатов в бизнесе, а главным маркетологом является тот, кто принимает решения, т.е. ВЫ — предприниматель. Поэтому, даже если вы только мечтаете о своем деле, задумайтесь, как вы будете вести бизнес, используя маркетинг-менеджмент. Впрочем, можете это и не делать, если вас не интересует результат.
Неудачи стартапа и маркетинг
Давайте посмотрим результаты исследования причин неудачи стартапа, проведенный CBinsight
Из приведенных на диаграмме двадцати причин неудачи стартапа, как минимум, шесть напрямую относятся к маркетингу. Посмотрим, какие это причины:
- «Не востребованы рынком» – при начале работы над продуктом оцените спрос на продукт. Оценка рынка – задача маркетинга.
- «Не выдержали конкуренции» – главная задача маркетинга, повысить конкурентоспособность компании за счет понимания клиента.
- «Проблемы с ценообразованием» – ценообразование входит в комплекс маркетинга и за него отвечает маркетолог. (Price)
- «Слабый продукт» – маркетолог и должен сказать, что нужно клиенту, и как сделать так, чтобы продукт был востребованным. (Product)
- «Плохое продвижение» – комплекс маркетинговых коммуникаций – это зона ответственности маркетолога. (Promotion)
- «Плохое местоположение» — сбыт также должна быть в сфере интересов маркетолога. (Place)
Если принять во внимание, что причина «закончились деньги», чаще следствие, а «неудачная команда», как раз та, которая не ответила на вопросы, относящиеся к организации маркетинга стартапа, то получается, что основная причина неудачи – невнимание к маркетингу в момент организации бизнеса.
Но! Профессионального маркетолога начинающий предприниматель нанять не может – нет на это денег. Друг, который прочитал пару книжек по маркетингу и готов помочь – выручит только в самых простых случаях. Бесплатные советы на форумах и в профильных группах могут дать общее направление для поиска решений, но без конкретики. Выход один — становиться на первых порах главным маркетологом для своего бизнеса.
Вы готовы?
Маркетинг для стартапа
С этой недели начинаю публикацию коротких заметок, помогающих подойти к пониманию маркетинга в малом бизнесе. Далеко не загадываю. Надеюсь, что получится онлайн курс маркетинга – полезный для начинающих предпринимателей и маркетологов. И тех, кто интересуется, как на практике в условиях малого предприятия применять те модели, о которых рассказывается в толстых книжках.
Группы для обсуждения:
Группа «Маркетинг для практиков» на FB или VK — присоединяйтесь!
В графике «Причины неудач стартапа » в сумме ну ни как не удается получит 100% результатов. Как можно тогда верит в достоверность остальной информации?
100% по этим ответам и не должно быть, поскольку в исследовании допускался множественный выбор.
Поясню. Например, если отвечало 100 человек, то 45% причины «один» означает, что 45 из них назвали именно эту причину. При этом, каждый мог назвать и две и три. Поэтому в сумме будет больше 100%.