Имеющиеся в интернете определения инфобизнеса зачастую относят к инфобизнесу деятельность, никогда к нему не относящуюся, например, консалтинг или репетиторство. Оказалось, что общепризнанного корректного определения инфобизнеса нет. Обзор определений понятий инфобизнеса и инфопродукта.
Существующие определения инфобизнеса
Поиск в интернете позволил определить наиболее часто встречающиеся определения инфобизнеса, как деятельности
Инфобизнес — это проекты человека или группы людей, делящихся контентом, своими знаниями в различных форматах за денежное вознаграждение. Чаще всего они ассоциированы с конкретной личностью, за которой может стоять команда, но носителем опыта и информации является, как правило, человек-бренд.
Недостатки определения:
- Расплывчатое определение «различные форматы» к которому могут относиться и семинары, и мастер-классы, и проведение стратегических сессий, что не является инфобизнесом.
- Знаниями «за деньги» можно делиться и через книги, что также не относится к инфобизнесу.
Инфобизнес или информационный бизнес – это заработок на продаже своих знаний другим людям. Эксперт упаковывает их в обучающий курс, книгу и продает аудитории.
Недостатки определения:
- Продажа обучающего курса может не относится к инфобизнесу. Курсы MBA, которые продают различные бизнес-школы явно не относится к инфопродукту.
Инфобизнес – это сокращение от фразы «информационный бизнес». Инфобизнесмен – человек, который продает обучающие материалы.
Недостатки определения:
- Определение через другое понятие, которое не определено. — Что такое информационный бизнес.
- Человек, который продает учебники школьникам — тоже инфобизнесмен?
Инфобизнес — это продажа через интернет информации с целью получения прибыли.
Недостатки определения:
- Слишком широкое определение. Информация бывает разная. Продажа баз данных — это тоже продажа информации.
Как видим, практически все встречающиеся определения имеют недостатки не позволяющие однозначно определить, что такое инфобизнес. Вероятно поэтому, в социальных сетях много споров по тому, что считать инфобизнесом. На англоязычные источники тоже не сослаться. Похоже инфобизнес- это типично российское изобретение.
Тем не менее давайте попробует сформулировать, что такое инфобизнес.
Три ключевые свойства инфобизнеса
Прежде всего, инфобизнес — это продажа информационного продукта (инфопродукта). Потребность, которую этот продукт удовлетворяет — получение знаний и начальных умений в какой-либо практической области. Такие продукты известны давно. Еще до появления термина «инфопродукт». Те же самоучители вполне можно отнести к первым инфопродуктам. Чаще всего это были самоучители иностранного языка. Сначала книги, позже грампластинки и магнитофонные записи. Но были и другие, например, серия самоучителей по языкам программирования.
Как было сказано, цель инфобизнеса — продажа инфопродукта. При этом для сокращения издержек, поддержка и общение с учащимися сводится к минимуму. Автор информационного продукта, как правило, не принимает участия в обучении. В противном случае это уже будут полноценные курсы обучения, которые к инфопродукту не относятся.
Умения, как правила не формируются или формируются самые начальные. Поскольку для формирования умений необходима работа с преподавателем. И преподаватель должен иметь нужную квалификацию.
Главный путь формирования умений – это приучение учащихся видеть различные стороны в объекте, применять к нему разнообразные понятия, формулировать в понятиях многообразные отношения этого объекта. Учащихся надо научить преобразовывать объект с помощью синтеза через анализ.
Сам инфопродукт должен быть нацелен на обучение. Соответственно, информация имеющая ценность сама по себе не является инфопродуктом и ее продажа не относится к инфобизнесу. Примером таких продуктов является доступ к статьям СМИ и научных журналов, продажа коммерческой информации о компаниях и т.п.
Таким образом, инфобизнес должен одновременно соответствовать следующим характеристикам.
- Продается продукт нацеленный на передачу знаний и (иногда умений) в практической области.
- Автор продукта не помогает лично сформировать умения учащегося.
- Объектом продажи (продуктом) не является коммерческая информация сама по себе.
Только при этих условиях можно сказать, что мы имеем дело с инфобизнесом.
А теперь можно дать определение инфобизнеса и инфопродукта.
Определение инфобизнеса
Инфобизнес — деятельность по созданию и продаже продукта, нацеленного на передачу знаний и (иногда) формирование начальных умений в определенной практической области, дистанционным методом (инфопродукт). В отличие от обучения, консалтинга, репетиторства и т.п., инфобизнес не подразумевает участия носителя знаний и умений, в процессе формирования умений учащихся. Как правило, инфобизнес связан с передачей знаний и формирование умений, направленных на то, чтобы учащийся мог создавать и продавать собственные инфопродукты, или вести собственный бизнес (оказывать услуги).
Определение инфопродукта
Инфопродукт — набор информационных материалов различного формата (текстовые, видео, аудио, или их комбинация), предназначенных для формирования у пользователя знаний и (иногда) начальных умений в какой либо практической области, без участия преподавателя (автора материалов).
В заключение
Многие новички, стремящиеся в инфобизнес думаю, что это дополнительный легкий заработок. А создание инфопродукта и его продажа через интернет — возможность иметь пассивный доход. На самом деле это такой же бизнес, как и другие и требует серьезного подхода. При этом в этой сфере часто встречаются недобросовестные «продавцы успеха» не имеющие серьезного образования и навыков в нужной профессии.
Прежде чем заняться инфобизнесом узнайте о нем подробнее.
Андрей А. Минин (C)