Инструкция для начинающих пиарщиков, будет крайне полезна маркетологам в небольших компаниях, которым приходится заниматься PR.
Сооснователь проекта Trip Secrets и контент-маркетолог Ася Репрева написала инструкцию, основанную на личном опыте, для начинающих пиарщиков. Этот материал для вас, если вы хотите организовать публикации с упоминанием компании или себя.
Автор: Ася Репрева
Говорят, что секрет множества публикаций в том, чтобы «задружиться» с нужными журналистами, пригласить на кофе и заинтересовать. Но в реальности у этих людей нет времени на встречи-разговоры и знакомства.
Матерые спамщики советуют добавить журналистов в соцсетях, комментировать-лайкать их посты, но вряд этот способ поможет заполучить лояльность журналиста, никто не любит фальши. Все-таки, в первую очередь журналиста интересует качественный материал.
Наш проект Trip Secrets не технологичен и не инновационен, но основан на авторском контенте про путешествия — и именно с помощью него мы в течении двух лет попадаем в СМИ. Достаточно предлагать востребованные для издания темы, а позже радовать вовремя присланными материалами, не срывая дедлайны. Сорвете — больше с вами общаться не пожелают.
Как вычислить журналистов и найти их контакты
Для начала создайте базу СМИ, занесите контакты редакторов и журналистов, чтобы не тратить время на их поиск в момент инфоповода, а в остальное время систематизировать работу.
- Создайте Google-таблицу, в которую будете вносить контакты журналистов.
- Зайдите на интересующие вас сайты и посмотрите, в каких разделах вам интересно публиковаться.
- Посмотрите раздел «О нас»/«Редакция», чаще всего там указаны контакты нужных людей.
- Если контактов на сайте нет, то:
- посмотрите, кто автор текстов в интересующих вас рубриках,
- когда узнали имя, зайдите во ВКонтакте или на Facebook в паблик этого издания — и там поищите нужного человека через поиск среди подписчиков. Скорее всего, журналист подписан на соцсеточки своего издания.
- если вычислить не удалось, то попытайте счастье, попросив ссылку на человека в специализированных сообществах для пиарщиков в Facebook: Пресс-секретари и пиарщики России, PR_Russia, PRактика: все для PR-менеджера.
- внесите в таблицу ссылки на личные страницы редакторов в соцсетях, позже добавьте рабочую почту. Все же вести переписку лучше там: меньше шанс, что письмо канет в сотне чатиков.
Если хотите больше контактов, то пишите о своем проекте в среднем 2 раза в неделю в соцстеях (заодно потренируетесь в писательстве) и добавьте в друзья нужных вам журналистов: будете на виду, а если какая-то тема заинтересует, то с вами свяжутся. Помимо этого, вы наработаете черновой материал, который потом превратите в статью.
Как написать первое питч-письмо
В день журналисты и редакторы читают более ста писем, от такого глаз замыливается и голова кругом. Поэтому считайте, что у вас суммарно есть восемь строчек, которыми вы можете заинтересовать человека.
- Представьтесь, расскажите из какой вы компании, кто по должности. Так человеку будет комфортней общаться.
Если не уверены, что логично начинать письмо незнакомому человеку с «Привет», то пишите «Здравствуйте». Писать «Добрый день» в деловой переписке не принято, так как неизвестно, когда письмо прочитают.
- Сразу переходите к делу: пишите, что хотите предложить темы и подготовить материал.
Если материал и текст вы уже написали, то никогда не отправляйте его в несколько изданий: поссорите редакторов, когда они будут разбираться, кто первым опубликовал статью. А вы моментально в обоих местах станете персоной нон-грата.
Одну и ту же тему можно предложить в несколько изданий, если они разной направленности, а вы уверены, что сможете обо всем рассказать по-разному.
- Предлагайте несколько тем на выбор, так больше шансов, что одна да подойдет. После короткого названия темы раскройте ее в двух-трех тезисах-предложениях: о чем будете писать и почему именно это считаете интересным для читателей.
Темы формулируйте так, как бы вы хотели, чтобы выглядел заголовок в момент публикации. Для этого заранее изучите стиль издания и форматы заголовков. Где-то они начинаются со слова «Как», где-то приветствуются метафоры и двойные смыслы. Так журналисту легче сориентироваться, «зайдет» или «не зайдет» материал у читателей.
Не пишите в письме «пожалуйста-пожалуйста-умоляем-напишите-об-этом» — такое не работает и раздражает. Не навязывайтесь — достанете человека, будет ваши письма игнорировать.
- Если ответа не получили, не стесняйтесь напомнить о себе письмом или в соцсетях.
Поинтересуйтесь, что человек думает о ваших темах (вдруг повезет и вы получите качественный фидбек), если темы не подошли — поблагодарите и предложите еще несколько тем, если есть идеи, если нет — скажите, что подумаете еще. Не стесняйтесь писать повторно.
Если у вас есть телефон журналиста, не названивайте ему без предварительного согласия и веской причины, чтобы получить согласие на публикацию (разве что у вас есть 100% инсайдерская и интересная ему информация, которая взорвет рынок). Звонки от малознакомых людей уже давно перешли в разряд посягательства на личное пространство. Особенно им не рады те, чьи профессии и так перегружены общением.
- Если тему утвердили, уточните про дедлайн (когда вам надо прислать материал, готовый для публикации). Никогда не срывайте сроки, доверие вернуть будет сложно.
О чем писать
В начале своей PR-карьеры надо уяснить, что меньше всего журналисты любят читать сухие пресс-релизы о проведении фестиваля (если вы не позвали этот журнал в инфопартнеры или это не издание про городскую жизнь), о стотысячном проданном дубовом шкафе, о пятитысячной установке вашего приложения. Это не информационный повод для журналиста, и об этом точно писать не будут.
Когда сядете креативить темы, поймете, кто ваша аудитория (аудитория журнала). Какая у нее «боль» и какие ее проблемы вы решаете своей статьей, какими кейсами или статистикой и выводами можете поделиться. Когда не знаете, о чем написать, предложите сделать обзор/подборку проектов (себя нагло поставив на первое место) на определенную тему (например, 10 приложений, которые помогут… и так далее).
Когда у нас были проблемы с кейсами, мы написали инструкцию «Как дешевле всего попасть в Европу» — и получили свою порцию переходов на сайт и в соцсети.
- Изучите, о чем недавно писало издание: второй раз подобную тему предлагать нет смысла. Предложите ее в смежное медиа.
- Обратите внимание на повестку дня и на то, о чем говорят на рынке: чем трендовей тема, тем больше шансов, что редактора она заинтересует.
Как писать так, чтобы вас любил редактор
Стать профессиональным журналистом или PR-специалистом за несколько дней невозможно, от вас этого и не требуется. Но облегчить жизнь редактору вы всегда можете.
- Присылайте будущую статью ссылкой на Google Docs с возможностью редактирования. Лучше сделайте два файла: один для себя, а второй для редактора, чтобы точно заметить, где исправления.
- Всегда прикрепляйте к статье фото, так вы ускорите срок выхода материала. В издании не всегда есть фоторедактор, а журналисту бывает лениво подбирать картинки. Ко всему прочему — вы как автор лучше всех знаете, какие иллюстрации подойдут. В конце статьи прикрепите ссылки на фото, у каждой укажите автора.
Когда вы загрузите фотографии на Google Диск (что предпочтительней, чем прикреплять к письму), названия фото должно совпадать с названием статьи, чтобы после скачивания человек их легко нашел на компьютере.
Забудьте слова-штампы: «инновационная технология», «успех», «лидеры», «самая лучшая компания» и подобные. Пишите цифры, факты, конкретику, а люди самостоятельно сделают выводы о вашем лидерстве и успешности. Чтобы текст был без подобных словесных штампов, прогоните его через Главред (не панацея, добиваться 10 баллов не стоит, но это очистит текст от словесного мусора).
Больше всего журналистов вымораживают неряшливые тексты с ошибками, которые вы могли бы исправить сами, но не потрудились. Поэтому:
- после публикации проверьте орфографию через Яндекс.Спеллерили ru,
- посмотрите правильность кавычек-«елочек» и убедитесь, что дефис не перепутан с тире. Используйте изначально типографскую раскладку И. Бирмана.
Что делать после публикации
- Поблагодарите журналиста, если есть какие-то комментарии или неточности в статье, которые он самостоятельно туда внес, не стесняйтесь об этом вежливо сказать, не истерите. Публикация — это труд двоих людей, а не только вас или только журналиста.
- Главный показатель успешности работы журналиста для главного редактора СМИ — трафик на статью или какие-либо действия (если публикация создана для инициации какого-то процесса), поэтому не стесняйтесь сделать репосты, рассылку с вашей статьей по своим каналам.
- По поводу благодарностей и презентов: нет ничего зазорного в том, чтобы прислать журналисту цветы, подарок на праздник или пригласить на мероприятие, он же живой человек. Главное — делать от души, а не думать, что человек теперь вам чем-то обязан. Принцип «дашь на дашь» тут не работает. Журналиста в разы больше волнует качественный материал, чем дружба и халява.
Опубликовано на Trip Secrets