Предприниматели должны понимать маркетинг и быть маркетологами для своего бизнеса. Иначе бизнесу не выжить. Для меня, работающего в маркетинге почти четверть века, очевидно, что бизнеса без маркетинга не бывает. Вернее, маркетинг настолько затрагивает всю деятельность компании, что любое решение предприниматель принимает сквозь призму маркетинга.
Даже название классического учебника Ф. Котлера «Маркетинг-менеджмент» говорит об управлении компанией на принципах маркетинга, когда в основе бизнеса лежит ориентация на потребности клиентов.
Казалось бы и интересоваться маркетингом начинающие предприниматели должны с того момента, как задумались о собственном бизнесе. Ведь неудачи стартапа в основном связаны с тем, что предпринимателям не хватает знаний в маркетинге. Об этом, например, говорят результаты исследования CBinsight. (См. статью «Маркетинг с минус единицы»). Но давайте посмотрим, что ищут в интернете те, кто задумывается о том, чтобы создать свой бизнес.
Данные о поисковых запросах взяты с сервиса Яндекса. Думаю, в Google соотношения примерно такие же, кто хочет – может проверить.
Поиск идеи бизнеса
С чего начинается поиск, тех, кто задумался о своем бизнесе? Вероятно с поиска того, что нужно клиентам. И основной запрос пользователей: «какой бизнес открыть» — ответ на него поисковая система Яндекс дает почти 20 тысяч раз в месяц. Ну, а что, логично. Ведь интернет знает всё. Почему бы ему не знать ответ на вопрос, что же принесет предпринимателю деньги. Некоторые перестраховываются – ищут идеи для бизнеса. Так прямо и пишут «идеи малого бизнеса» (ответ давался 17 тысяч раз), да еще уточняют год, чтобы старых идей не посоветовали.
Будем считать, что это помогает мозговому штурму при поиске собственной идеи бизнеса. Хотя ответ на более логичный в этом случае запрос «как найти идею бизнеса» давался Яндексом всего 275 раза.
Господа, будущие предприниматели – ищите собственные идеи бизнеса, открыть бизнес – это не реферат написать. Чужую идею бизнеса не вставишь в собственный бизнес.
Статья по теме: Как превратить идею в стартап
Открытие ИП
Если идея у предпринимателя уже есть, пора подумать о том, как начать работать. Видимо, следующие вопросы должны быть связаны с организацией работы. Прежде чем заявить о себе стоит продумать первые шаги. Логично? Ответ на вопрос «С чего начать бизнес» выдается Яндексом за месяц больше 16 тысяч раз. Но! Ответов на вопрос «Как открыть ИП» выдается в полтора раза больше – почти 27 тысяч.
Так что же все-таки кажется первичным для тех, кто раздумывает об открытии своего бизнеса? Продумать, и спланировать свою будущую деятельность или получить регистрацию своего ИП? С моей точки зрения сначала все-таки стоит подумать о том, как бизнес будет работать. А не руководствоваться принципом «ввяжемся в бой, а там посмотрим».
Если говорить о планировании, то начинающего предпринимателя в первую очередь должны интересовать продажи. Но нет, ответ на вопрос «как организовать продажи» давался лишь полторы тысячи раз. Соотношение к тем, кто интересовался открытием ИП – один к десяти. Может такой подход влияет, что к концу первого года часть новых ИП закрывается, не сумев организовать прибыльную работу.
Прежде чем задумываться об открытии ИП составьте хотя бы элементарный план работы и посчитайте, какие результаты вам необходимо получить, чтобы ваш бизнес был хотя бы не убыточным.
Статьи по теме: Сравнение налоговых режимов ИП , Финансовый калькулятор
Развитие бизнеса
Бизнес создан, и работает. Как вы думаете, какая главная проблема? Правильно – развитие. Развиваться – это значит лучше понимать, что нужно вашему клиенту. Сделать продукт привлекательным для любимых покупателей. Установить такие цены, чтобы они соответствовали рынку. Наладить сбыт. То есть идти к тому, чтобы компания становилась лучше, а клиенты даже не смотрели в сторону конкурентов. Именно это, в конечном итоге, делает бизнес успешным. Если вы, конечно не монополист или не имеете хорошие связи в госструктурах, и можно не думать о конкурентах. Если сказать проще, владельцу собственного бизнеса, необходимо задуматься о маркетинге. Ведь именно маркетинг с его 4P дает методы и помогает найти решения для развития бизнеса.
А теперь, давайте посмотрим, как обстоят дела на практике.
«Как улучшить продукт» 115 показов за месяц. Про развитие – даже не спрашивают. Правда, с созданием новых продуктов «лучше», целых 147 показов. Зато много тех, кто ищет «волшебную таблетку» – по запросу «как увеличить продажи» почти 6 тыс. показов.
Ценообразованием интересуются больше. По крайне мере, есть понимание, что без этого не обойтись. Почти столько же, показов, как и про увеличение продаж – 6 тысяч. Все-таки без элементарного понимания ценообразования в мире бизнеса не выжить.
Статьи по теме: «Признания мастера ценообразования» ; Динамическое ценообразование
Но системного понимания маркетинга как инструмента развития бизнеса нет. И не будет, судя по показу ответов на запросы с ним связанные:
- маркетинг для малого бизнеса – 55
- маркетинг для предпринимателей — 50
- маркетинг ип — 75.
Почему? Потому что под маркетингом сейчас все чаще начинающие предприниматели понимают прямые продажи через интернет и продвижение (маркетинговые коммуникации) с ними связанные.
- интернет маркетинг 21 тыс.
- продажи через интернет 10,7 тыс.
Ситуация напоминает 90-е, когда под маркетингом директора предприятий понимали работу девочки, размещавшей объявления в газетах. Только где теперь те предприятия. Почти все обанкротились, если не сменили руководителей.
Если уж вы решили открыть свой бизнес, придется учиться. Чтобы вести бизнес успешно нужно понимать маркетинг и его инструменты.
Удовлетворение потребностей
В весьма популярной в 90-х книге «Как стать предприимчивым и богатым» (автор Марвин Смол) был дан совет предпринимателям о том, как стать успешным: «Найдите потребность и удовлетворите ее».
Это основной принцип маркетинга – быть нужным клиенту. Тогда и проблем с продажами не будет. Эту цель маркетинга сформулировал еще Питер Друкер «Основная цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными».
А теперь сравним по соотношению ответов на запросы:
- что продавать — 103 935
- узнать потребности клиента 20
У вас еще есть вопросы, почему часто бизнес не так успешен, как хотелось бы предпринимателю?
Бизнес в современных конкурентных условиях – это работа для клиента. Выживут только те ИП, кто научится узнавать, что же нужно клиенту и за что он будет платить деньги.
Статьи по теме: 12 способов узнать потребности целевой аудитории без опроса клиентов. , Целевая аудитория, целевой рынок, сегментация
Присоединяйтесь к группе FB «Маркетинг для практиков». Там можно задать вопросы и поговорить о маркетинге.