Развитие интернет маркетинга в России 2010 — 2021– исследование Нетологии

Развитие интернет-маркетинга в РоссииКак шло развитие интернет маркетинга в России за последние 10 лет. Нетология провела исследование, развития сферы маркетинга в России и показала основные предпосылки, этапы и результаты изменений.  Особо заметные изменения произошли в сфере маркетинговых коммуникаций за последние десять лет. Впрочем, изменения затронули и другие из четырех «P».

Краткие результаты исследования «Развитие сферы маркетинга в России 2010 – 2021»

Топ 10 факторов, влияющих на сферу маркетинга

  1. Тотальная цифровизация.
  2. Нестабильная социально-экономическая ситуация.
  3. Развитие мобильных технологий.
  4. Появление и развитие новых социальных сетей.
  5. Изменение сценариев медиапотребления.
  6. Популярность новых форматов контента.
  7. Изменение социальной позиции потребителей.
  8. Растущая конкуренция на рынке.
  9. Рост информационного поля.
  10. Рост интереса и доверия пользователей к лидерам мнений и блогерам.

Комментарий.

Если брать десятилетний период, то основные факторы – развитие технологий, в том числе социальных сетей и изменение информационного поля с изменение медиапотребления. Остальное следствия.

Таймлайн развития маркетинга

Timeline-marketing 2010-2020

Комментарий.

Немного странная подборка важных фактов развития интернет — маркетинга. Я бы не считал сопоставимыми событиями появление инстаграм и запуск Тинькофф-журнала. Явно не хватает данных, на основании которых события включены в таймлайн. Как, например, интерпретировать факт «Еще больше блогеров и авторов контента».

Маркетинговые исследования

Изменение подходов к сегментированию

Самые эффективные критерии сегментации

Эффективные критерии сегментации

Эффективные критерии сегментации по мнению западных маркетологов. Исследование Marketing Week

Комментарий.

Сегментация была предложена, как инструмент для принятия стратегии работы с сегментами. А для этого сегменты должны быть измеримы и задача маркетолога – оценить объем спроса в сегменте и его динамику. Сейчас под сегментами все чаще понимаются целевые аудитории для планирования маркетинговых коммуникаций.
Наиболее заметная ошибка, которая тиражируется авторами некоторых курсов и встречается все чаще – предложение сегментировать целевые аудитории.

Новые способы получения данных для анализа

  • Использование данных мобильных операторов.
  • Анализ экспертных и оценочных мнений, комментариев.
  • Проведение опросов, фокус-групп и т. п. в онлайне.
  • Использование включенного наблюдения онлайн.

Появление подхода custdev*

  • Customer Development (сокращенно — custdev, или «кастдев») — тестирование идеи или прототипа будущего продукта на востребованность с помощью потенциальных потребителей. В США кастдев считается бизнес-методикой, в странах СНГ — определенными действиями.

Комментарий.

Маркетинг изначально ориентирован на потребности клиентов. (Вспомните: «Найдите потребность и удовлетворите ее».)  Сustdev – лишь развитие технологии получения информации применительно к стартапам.

Развитие анализа рынка и конкурентов

  • Мониторинг конкурентов в интернет среде.
  • Отслеживание трендов.

Маркетинговая стратегия, выбор каналов и инструментов

  • Стратегия маркетингаСокращение сроков планирования
  • Краткосрочное тестирование гипотез.
  • Рост расходов на коммуникации в диджитал-каналах.
  • Выделение мобильного маркетинга в отдельный канал.
  • Развитие омниканального* маркетинга.
    *Омниканальность — маркетинговый термин, обозначающий взаимную интеграцию разрозненных каналов коммуникации в единую систему, с целью обеспечения бесшовной и непрерывной коммуникации с клиентом.
  • Переход к бизнес-ориентированной стратегии и появление продуктового маркетинга.
  • Развитие маркетинговой аналитики.

Комментарий.

Продуктовый маркетинг явно не новая тенденция. Продукт входит в один из 4-х P маркетинг-микс. Было бы странно, если бы ему не уделялось внимание. Скорее тенденцией является акцент на продуктовый маркетинг в рамках развития интернет-маркетинга.

Performance маркетинг

Перфоманс-маркетинг —маркетинг, нацеленный на результат и повышение продаж. Он позволяет увидеть конкретные количественные показатели результата работы каждого отдельно взятого направления маркетинга.

  • Развитие аналитики для отслеживания результатов.
  • Выделение Branding-маркетинг и Performance маркетинг как отдельных направлений.
    Branding-маркетинг нацелен на узнаваемость и лояльность пользователя, а Performance маркетинг на конкретное целевое действие.

Как следствие

  • Появление новых должностей
  • Включение Performance маркетинга в рейтинги оценки рекламных бюджетов (AdIndex).

SMM

  • Развитие социальных сетей
  • Развитие контент-маркетинга и community-менеджмента
  • Появление и развитие таргетированной рекламы
  • Развитие influence-маркетинга
  • Появление механизмов мониторинга социальных сетей
  • Появление мессенджеров и их развитие как каналов маркетинговых коммуникаций
  • Увеличение популярности видеконтента и развитие платформ для его публикации.
  • Появление подкастов
Популярность социальных сетей в России 2020 г.

Популярность социальных сетей в России 2020 г.

Популярность социальных сетей в России 2020 г. Левада-центр.
АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Комментарий.

В исследовании Нетологии приведены данные за 2012 год, что несколько странно.

Позиционирование брендов

  • Усиление влияния эмоциональных факторов на выбор потребителя.
  • Важность социальной позиции бренда для клиентов.
  • Влияние брендов на ценности и мнение потребителей.
  • Использование инфоповодов в рекламе.
  • Развитие методологии оценки здоровья брендов с использованием онлайн механизмов.

Коммуникации с потребителем и репутация бренда

  • Влияние отзывов потребителей на репутацию брендов.
  • Развитие коммуникации брендов с потребителями.
  • Учет теории поколений при коммуникации брендов с потребителями разного возраста.
  • Персонализация при коммуникациях брендов с потребителями.

Контент-маркетинг

  • Появление контент-маркетинга на российском рынке (2011 г.).
  • Усиление влияния контент-маркетинга на SEO.
  • Развитие контентного наполнения сайтов.

BTL и организация мероприятий

  • Использование социальных сетей для организации конкурсов и акций.
  • Появление и распространение tailor-made кампаний* в продуктовых сетях.
  • Поддержка промо-кампаний с участие персонала (дегустации и т. п.) в цифффровых каналах.
  • Привлечение селебрити и инфлюенсеров в промо-кампаниях.
  • Развитие механизмов анализа эффективности BTL-акций и мероприятий.
  • Направленность ивент-событий, в том числе и на повышение лояльности партнеров и сотрудников.

*tailor-made – сделанный на заказ. tailor-made promotion – продвижение на основе индивидуального подхода.
Tailor-made кампания – промо-акция, разработанная для конкретного продукта в конкретном канале сбыта для повышения лояльности покупателей.

В заключение

В исследовании Нетологии есть еще два раздела:

Маркетинг в России и за рубежом

Краткий вывод – интернет маркетинг в России обгоняет другие страны, а российские маркетологи могут устроится на работу в зарубежные рекламные агентства.

Образование в сфере интернет-маркетинга

Краткий обзор развития образования интернет-маркетологов, с ожидаемым упоминанием  Нетологии как одного из лидеров рынка онлайн-образования.

 

Полная версия презентации исследования Нетологии размещена на DropBox — Развитие интернет маркетинга в России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *