Каждый из нас бывал на корпоративных мероприятиях. Нет не на тех милых посиделках, по поводу дня рождения бухгалтера или рождения дочки у менеджера отдела продаж, а на тех официальных и не очень встречах, что организуются для всех сотрудников компании или ее партнеров. Скорее всего, вы скажете, что не только бывали, но и организовывать приходилось. Кто чаще всего отвечает за подготовку Нового года или Дня рождения компании? Наверное, не ошибусь, если скажу, что сотрудники отдела персонала. Иногда этим занимается и отдел маркетинга или рекламы. Но они чаще организуют встречи для партнеров и покупателей.
Итак, что такое корпоративные мероприятия вы знаете и даже принимаете участие в их организации. Тогда у меня еще вопрос: А используете вы их как повод для PR? Многие скажут, что День рождения компании это не повод для того, что бы рассказать о себе прессе. Но тут можно поспорить. Скорее это зависит от того, что это за компания и от того, кто у вас в гостях. Вспомните день рождения Санкт Петербурга. Сколько о нем писали. А, по сути, ведь тоже День рождения, и от вашего праздника отличается только масштабом. Как видите, любое корпоративное мероприятие можно рассматривать, как повод для PR. Стоит только взглянуть на него по-новому.
Но прежде чем перейти непосредственно к мероприятиям, вспомним, что такое PR. Если говорить совсем просто (а кто хотел бы точного определения, может посмотреть его в словаре), то Паблик рилейшнз (Public Relations или PR), это любое сообщение тем кто окружает вашу организацию, которое служит для формирования благоприятного имиджа. Так говорит о PR большинство словарей.
А теперь давайте подумаем, у кого должен сформироваться этот самый положительный имидж. У всех, кто окружает компанию? – наверное, «да», но уж больно эти «все» разные. Одно дело сформировать положительный имидж у покупателей, другое у кредиторов, а возможно есть смысл обратить внимание и на персонал? Таким образом, безликое «все» распадается на четко очерченные группы со своими интересами. Объединяет их одно. Все они, так или иначе заинтересованы в деятельности компании и влияют на ее успешность. Поэтому и называются «заинтересованные группы». В последнее время этому подходу уделяется много внимания, в том числе, как компания устанавливает отношения с заинтересованными группами, то есть формирует свой имидж.
Поэтому, давайте посмотрим на корпоративные мероприятия, как на события для установления взаимоотношений с заинтересованными группами. Что бы не «распыляться» ограничимся всего четырьмя такими группами, которые наиболее важны для компании: персонал – партнеры – клиенты, именно от них в большей степени зависит успех компании.
События – праздники.
В жизни каждой компании есть одно два мероприятия, которые она организует для персонала. Чаще всего это День рождения компании и Новый год.
Итак, целевая группа – персонал. При организации стоит поставить какие-то задачи. По крайне мере вы ведь организуете не банальную вечеринку, а корпоративное мероприятие. Подумайте, на какие задачи можно ориентироваться. Само собой назовут сплочение коллектива, установление неформальных связей, но подумайте и о поддержании необходимого имиджа компании. Если это имидж компании, которая заботится о своих сотрудниках, постарайтесь не забыть каждого. Часто на подобных мероприятиях награждают лучших. Но постарайтесь, что бы в лучших были если не все, то многие. Это не так сложно. Придумайте символические номинации, которые мог бы получить почти каждый. Например, «за стремление продавать», которой может быть удостоен любой продавец. И тогда каждый сможет почувствовать заботу о себе, а значит, вы уже начали формировать тот имидж, который необходим. Только не стоит пытаться сформировать имидж за один раз – не получится. Более того, когда на празднике пытаются показать «любовь и заботу» а в рабочие будни все видят «деспотизм и самодурство», то это скорее вызовет протест.
О партнерах здесь тоже можно подумать многие приглашают их как гостей. И это тоже влияет на имидж компании, как радушного хозяина, который открыт для тех, с кем у него хорошие отношения.
Вряд ли о том, что компания отпраздновала Новый год, напишут в газетах, но информация о дне рождения хороший повод подвести итоги. На корпоративном сайте такая информация вполне уместна. Да и на специальных сайтах, где компания может опубликовать свой пресс-релиз это стоит сделать.
События – поводы.
Иногда компания устраивает специальное мероприятие, что бы собрать представителей своих клиентов или тех, кто может ими стать. Этим событием часто становятся корпоративные семинары. Любой специалист не откажется от возможности узнать что-то новое в своей области, поэтому, семинары пользуются заслуженной популярностью. И важно поддерживать имидж компании, которая является специалистом в своей области. Здесь службе персонала принадлежит чаще вспомогательная роль. Подобные мероприятия находятся в компетенции отдела маркетинга или коммерческого отдела.
Задача самого семинара, как правило, представить компанию профессионалом в своей области, и показать, что она может решить проблемы актуальные для тех, компаний, представителей которых пригласили на семинар. А поэтому обратите внимание, что бы то, как организован семинар, работало именно на формирование желаемого имиджа. О компетентности докладчиков, говорить излишне, все понимают важность этого фактора. Так же как и необходимость подготовить полезные материалы для слушателей. А вот мелочи иногда забывают, скажем, необходимость начать точно во время, что бы показать обязательность компании и способность соблюдать намеченные сроки. Или воду (кофе) для участников, если вы хотите, что бы компанию воспринимали, как заботящуюся о своих клиентах. Кстати, вполне можно рассчитывать, что красивый сертификат выданный участникам семинара будет украшать стены их офиса.
Возможностей сообщить об этом событии через СМИ в этом случае больше. Журналисты с удовольствием пишут о новых решениях и бесплатных мероприятиях. Опять же использование интернета для целей PR. Если необходимо собрать широкий круг потенциальных клиентов, координат которых нет у компании, помогут отраслевые сайты, которые с удовольствием опубликуют, как информацию о мероприятии, так и пресс-релиз по его итогам. Особенно, если информация будет актуальной и представлять интерес. А если специалист компании при этом еще напишет статью на интересную тему, не исключено, что ее перепечатают и другие сайты. Обратите внимание и на возможность опубликовать статью в профессиональных изданиях, пишущих на эту тему.
События – подарки
Хотя семинары направлены на формирование имиджа у покупателей, они скорее используются в сфере B-2-B. Но чаще стоит задача постараться хоть немного увеличить лояльность к компании или торговой марке и розничного покупателя. Задачи брендинга мы касаться не будем, это слишком большая тема, что бы осветить ее в этой статье, да и интересует она обычно уже крупные компании, где есть соответствующие специалисты. А вот возможности корпоративных мероприятий для розничных покупателей стоит иметь в виду любой компании. Ведь организовать небольшой праздник для своих покупателей может любой магазин или компания. И задача в этом случае, организовать его так, что бы ваши покупатели, или те, кто могут ими стать, получили удовольствие. А это значит, чем активнее покупатель вовлечен в действие, тем больше эмоций он получит, а значит, тем лучше запомнит ту компанию, что доставила ему удовольствие, да еще и свяжет ее название со своим хорошим настроением.
Постарайтесь, что бы возможность его вспомнить осталась у него надолго. Для этого подойдут любые подарки и сувениры, но лучше те, которые и приносят пользу и долго служат. Например, сеть супермаркетов MESTO организовала конкурс детского рисунка «нарисуй кружку». По его итогам каждому участнику подарили кружку с его рисунком и логотипом компании. Можно предположить, что подобный сувенир не только принес удовольствие детям, но и будет храниться в семье не один год, а значит напоминать о хорошем настроении, связанном с этой сетью.
Как видите, любое корпоративное мероприятие может рассматриваться, как повод для PR. Главное представлять целевую группу, на которое оно рассчитано и поставить задачи. В этом случае у компании будет гораздо больше поводов сказать о себе, и любое корпоративное мероприятие будет работать на имидж компании. И главное, если вы сумеете согласовать, что бы все события формировали единый образ компании, то это усилит эффект PR. Впрочем, здесь мы уже затрагиваем интегрированные маркетинговые коммуникации, а это большая и сложная тема.
Вряд ли всем этим придется заниматься службе персонала, но по крайне мере представлять это стоит. Ведь беседуя с кандидатами на должность сотрудников отдела маркетинга (или PR), вы должны понимать, насколько кандидат представляет возможности корпоративных мероприятий для формирования имиджа компании.