Теории мотивации /Курсовая/

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ

 

Курсовая работа по теме: Теории мотивации персонала

 

 

 

Использование теорий мотивации в управлении персоналом /Курсовая/

Введение.

Глава 1 Теории мотивации.

1.1. История изучения мотивационной сферы.

1.2. Биологические теории мотивации.

1.3. Бихевиористические теории мотивации.

1.4. Когнитивные теории мотиваций.

Выводы.

Глава 2. 

Современные теории мотивации.

2.1. Теория мотивации по А. Маслоу.

2.2. Теория мотивации Фредерика Герцберга.

2.3 Исследование отечественных ученых в области теории мотиваций.

Выводы.

Глава 3.

Мотивация достижения, как основа построения систем мотивации для сотрудников.

3.1 Мотивация на достижение успеха.

3.2 Многофакторный подход к личностной мотивации сотрудников.

Заключение.

Список литературы.

 

 

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена сложностью построения моделей, поведения человека, в рамках трудовой деятельности. Динамика экономического развития, особенно, в крупных городах, позволяет говорить о стабилизации экономической ситуации, росте доходов населения и развитии производства, что повышает спрос на сотрудников, а значит и мобильность персонала. Это приводит к необходимости для менеджеров компаний усложнять мотивационные схемы.

Необхо­димость в исследованиях существующих теорий мотивации обусловлена существующими сложностями в построении систем мотивации персонала для предприятий различных форм собственности.

Степень разработанности проблемы. Основы теории мотивации, заложенные в конце XIX, начале XX вв. получили свое развитие в работах ученых различных школ и привели к появлению ряда научных направлений. Наиболее активно изучение мотивационной сферы происходило в XX веке, что  было обусловлено в первую очередь, потребностью общества в теоретических основах, для построения моделей, поведения человека, которые могут быть использованы для построения систем мотивации. Основными задачами, при этом, является повышение производительности труда или, в общем случае, повышение эффективности деятельности человека, как элемента социума. Однако стоит отменить, что развитие теории мотивации продолжается и в настоящее время. По словам профессора Е. П. Ильина, «В настоящее время в зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотивации» [3, 19]; он же отмечает, что «проблема мотивации и мотивов остается остродискуссионной». [3, 20]. Это говорит о том, что единая общепринятая теория мотивации к настоящему времени не сложилась. Тем не менее, необходимость использования практических инструментов, основанных на тех или иных моделях, существует, и подобные инструменты используются в практике бизнеса. Поэтому данная тема остается актуальной для теоретических исследований, которые позволят приблизиться к пониманию мотивационной сферы человека.

Объектом исследования являются существующие теории мотивации, подходы которых используются менеджерами для формирования программ мотивации персонала на предприятиях.

Предметом исследования являются модели мотивации, используемые менеджерами в своей практике.

Цель данного исследования состоит в формировании рекомендаций менеджерам при построении системы мотивации.

 

Для достижения указанной цели в курсовом проекте решаются следующие исследовательские задачи:

  1. Описать общие принципы теорий мотивации.
  2. Разработать основные рекомендации, помогающие менеджеру разработать систему мотивации для сотрудников.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды классиков экономической и психологической науки, а так же книги и статьи различных авторов в области менеджмента и психологии. Это связано с тем, что  в исследовании данной проблематики необходим комплексный междисциплинарный подход.

Инструментарно-методический аппарат исследования. В курсовом проекте использовались общенаучные методы системно-функционального, субъектно-объектного анализа, а также собственно исследования – категориальный анализ, структурно-логический анализ.

Эмпирической базой исследования являются коммерческие организации санкт Петербурга.

Теоретическое значение исследования заключается в формировании подходов к разработке системы мотивации персонала.

Практическое значение курсовой работы заключается в разработке методик и рекомендаций, по построению систем мотивации персонала на предприятиях различных форм собственности, на основе теорий мотивации.

Глава 1
Теории мотивации

1.1. История изучения мотивационной сферы.

Еще первые философы пытались объяснить причину поведения человека с точки зрения потребностной теории мотивации. Факторами, которые определяют это поведение, они называли разум и волю.

В теории мотиваций обычно различают три концепции: физиологическую, психологическую и философскую. Основными спорными вопросами теории мотивации являлись:

  • Противоречие между номотетическим и идеографическим подходами. Первый (номотетический) подход предполагает изучение свойств группы индивидуумов и получение общих выводов. Второй (идеографический) подход концентрируется на изучении свойств индивидуума. Первый подход доминирует в теории мотиваций.
  • Противоречие между взглядами на врожденные и приобретенные свойства мотиваций. Какие из них преобладают или являются базовыми?
  • Соотношение внутренних потребностей и внешних целей в процессе формирования мотиваций.
  • Соотношение неосмысленных и осмысленных механизмов формирования мотиваций.

Рассмотрим кратко каждую из этих концепций.

В ранних работах ученые физиологической школы объясняли деятельность человека с точки зрения физиологии. Гален, Чарльз Белл, Франк Магенд сформировали стимуляционно-реактивный подход к мотивациям. Луиджи Гальвани, Эмиль Дю Бойс-Рэймонд, Георг Мюллер, Германн фон Гельмгольц исследовали роль нервной системы в мотивации поведения. Франц Гэлл исследовал роль мозга в мотивации поведения.

Ученые философской школы основное внимание уделяли внешним причинам, которые и формируют потребности человека. Аристотель сформулировал концепция детерминизма, в которой полагал, что «стремления всегда связаны с целью» [3, 10],  Рэне Декарт создал концепцию умственно-телесного дуализма, а Джон Локк концепцию внешней стимуляции мотиваций. В этом же направлении работал и Иван Павлов, создавая концепцию ассоциативного механизма мотиваций.

 

Сравнивая эти две ранние концепции можно выделить их существенные недостатки. Ученые физиологической школы опирались, прежде всего, на опытное познание, рассматривая при этом всю деятельность человека с точки зрения физиологии, в том числе нервной системы. Концепции ученых философской школы были слишком обобщенными. Они опирались, прежде всего, на чувственное познание окружающего мира. По сравнению с физиологической концепцией, философским явно недоставало опытного способа получения точных фактов.

 

Работы основоположников физиологической и философской школ и постепенное накопление новых фактов, привели к появлению различных концепций психологической теории мотиваций.

В конце XIX века Уильям Джеймс и Уильям МакДоугалл в своих работах сделали акцент на инстинктивной компоненте человеческого поведения, принизив при этом значение умственной (ментальной) концепции человеческой воли. В то же время, Джон Уатсон отверг концепции инстинкта и воли, и говорил, что для формирования поведения важнее  обучение. Эти авторы явились основоположниками R-S (реактивно-стимуляционной) школы психологии или бихевиоризма, явившихся базой для возникновения школ  “человеческих отношений” и “организационного поведения” в менеджменте. Позднее Роберт Вудворт и Кларк Халл связали возникновение мотиваций с изменениями внутренних потребностей тела. Бихевиоризм оставался доминирующей концепцией теории мотиваций до конца 1960-х. Однако, уже в 1920-30 г.г. Эдвард Толман и Вольфганг Кехлер высказывали несогласие и заявили о влиянии ожиданий относительно будущего на формирование мотиваций. Они провозгласили целевую направленность мотиваций, которые для человека базируются на умственной деятельности. Так появилось когнитивное направление в теории мотиваций. Которое оказалось полезным для разработки концепций «поведения, направленного на успех», «диссонансной мотивации» и «самоактуализации».

Тем не менее, общим в различных теориях мотивации является понимание потребности, которая заставляет людей выполнять те или иные действия. Как отметил Е.П. Ильин: «Сходство у большинства психологов наблюдается в том, что почти все признают за потребностью функцию пробуждения активности» [3, 21]

Дальнейшее развитие теории мотиваций происходило в рамках трех основных теорий:

  • биологической,
  • бихевиористической
  • когнитивной.

Остановимся вкратце на каждой из теорий, поскольку их понимание необходимо менеджеру для обоснованного использования мотивационных подходов в своей работе.

1.2. Биологические теории мотивации

мотивация как генетически передаваемое свойство

Одной из основополагающих работ в рамках генетической концепции является работа Иренауса Эйбл-Эйбесфельдта, который обобщил в ней результаты исследований в области поведения животных нобелевских лауреатов 1973 г. Карла фон Фрисча, Конрада Лоренца и Николааса Тинберга и других ученых. Он исследовал схемы поведения человека в процессе их исторической эволюции и объяснил некоторые особенности поведения человека его врожденными свойствами.

Важнейшими темами этолого-антропологических исследований стали соотношение культурного и природного в человеческом поведении, изменение поведения в процессе социализации. “Культурная эво­люция человека является продолжением его генетической эволюции. Законы, управляющие его адаптацией к новым условиям, возникающим в  ходе культурной эволюции, напоминают законы эволюции биологической, а иногда даже во многом совпадают с ними” [9, 93].

мотивация как возбуждение

Концепция “мотивация как возбуждение” представлена пятью основными результатами.

  1. Уильям Джеймс и Карл Лонже в своих исследованиях, показали, что выражение эмоций и мотивации поведения зависят от реакции организма индивидуума на различные ситуации возбуждения.
  2. Уолтер Кэннон первым отметил, что различные возбуждения могут вызвать аналогичные состояния организма. Это значит, что не существует однозначного соответствия между состоянием организма и эмоциями. Кэннон и Филип Бард предложили альтернативную теорию возбуждения, в соответствии с которой ситуации возбуждения фиксируются в виде человеческого опыта. Мозг, получая информацию от органов чувств, интерпретирует событие эмоционально, подготавливая в то же время организм к взаимодействию с новой ситуацией. Таким образом, они показали, что эмоции, и реакция организма предназначены для подготовки к тем или иным событиям.
  3. Стэнли Шачтер и Джером Сингер предложили когнитивно-физиологическую теорию эмоций, в соответствии с которой как изменения в организме, так и когнитивные метки необходимы для выражения эмоций в полной мере. Однако некоторые другие авторы говорят о том, что изменения в организме не являются необходимыми для получения опыта эмоционального возбуждения, а наличие же когнитивных меток является достаточным.
  4. Соотношение между изменениями возбуждения и мотивации часто выражается в виде инвертированной U-функции, называемой законом Йеркса-Додсона. Основная идея выражается в том, что с увеличением уровня возбуждения растет производительность до определенной точки, за которой увеличение возбуждения ведет к снижению производительности.
  5. Исследования в области механизма возбуждения мотиваций помогли изучить механизмы сна и стресса, влияющие в свою очередь на мотивы поведения. Так многие независимые исследования показали наличие 5 стадий сна, две последние из которых являются наиболее важными для изучения механизма мотиваций. Хансом Сили была разработана модель трехстадийного механизма стресса. Адольф Мейер первым исследовал взаимосвязь возникновения болезней и стрессов.

мотивация как продукт биологической мониторной системы.

Такие основные мотивации как голод, жажда и секс объяснялись с помощью биологического подхода, который основывался на регуляционных механизмах организма. При этом считалось, что основные мотивации являются регулируемыми на уровне нервной системы, то есть нервная система следит за уровнями энергии, жидкостного баланса и производством гормонов и приводит в действие мотивации, когда эти уровни значительно отклоняются от нормы.

Основным во всех направлениях данной концепции являлось то, что основные мотивации являются гомеостатически регулируемыми. Таким образом, объяснение причин поведения человека связывалось с действиями направленными на устранение отклонения физиологических параметров организма.

1.3. Бихевиористические теории мотивации

Бихевиористические теории мотивации исследуют, как мотивациям обучаются и как внутренние драйверы и внешние цели взаимодействуют с обучением, чтобы произвести то или иное поведение. Одним из основных преимуществ этого подхода является вывод, что обучение и мотивации в комбинации друг с другом мультипликативно определяют поведение.

“драйв” — теория

Хотя психоаналитическая теория поведения Зигмунда Фрейда по сути своей является “драйв”- теорией, первым этот термин ввел в практику Роберт Вудворт в 1918 году. Концепция “драйв” тесно связана с концепцией гомеостазиса. Она предполагает, что “драйв” может быть включен, когда внешние условия изменятся на столько, чтобы это изменение могло стать заметным для инициализации изменения мотиваций, которые связаны с “драйвом”. Наиболее общая модель “драйва” была разработана Кларком Халлом в 1940-х. В соответствии с моделью Халла “драйв” управляется стимулом “драйва”. Драйв является общим для всех мотивов, а внутренний стимул различен для разных мотиваций и приводит к различной активности индивидуума, наиболее подходящей для текущего состояния мотиваций. Наконец, Халл предположил, что обучение наиболее успешно, когда стимул драйва наименее активен. Несмотря на большое количество последователей Халла, “драйв» — теория не получила широкого признания исследователей мотиваций.

обучение мотивациям

Наиболее значимым достижением концепции “обучения мотивации” явился вывод о том, что индивидуум способен обучаться новым мотивациям с использованием трех техник: классическая, инструментальная и обучение через наблюдение.

В классической интерпретации (подход Павлова) нейтральные стимулы получают возможность проявлять реакцию в результате “спаривания” с другим стимулом, который проявляет именно эту реакцию. Такой механизм обучения может приводить к изменению поведения. В 1920 году Джон Уатсон и Розали Райнер показали, что многие реакции человека могут быть следствием случайного совмещения пар событий, или, другими словами,  классическая интерпретация может быть использована для решения проблем связанных с различного рода нервными расстройствами и психозами.

Бурхус Скиннер исследовал эффект воздействия повторяющихся условий на поведение человека, которые позволяют предвидеть его поведение или управлять его поведением в будущем. Особую роль здесь играет правильно построенная система стимулов и наказаний.

При инструментальном обучении реакция является следствием ожидания какого-либо события, вероятность свершения которого может быть изменена под действием этой реакции. Примером инструментального обучения является реакция на ожидаемое зло.

Третий тип обучения через наблюдение основан на наблюдениях за успехами или ошибками других индивидуумов. Этот вид обучения является основным для приобретения навыков агрессивного, сексуального и др. социально значимых видов поведения.

побуждение.

Одна из областей изучения человеческих мотиваций, которая доказала свою продуктивность, относится к изучению побуждений. Побуждающая мотивация связана со способами, с которыми цели влияют на поведение. Частым допущением является то, что стимуляционные характеристики целей образуют мотивационные свойства целей. Теоретические объяснения побуждающих мотиваций простираются от механистических стимуляционно-реактивных подходов, основанных на классическом подходе к обучению, до когнитивных подходов, опирающихся на изучении ожиданий.

Ученые — бихевиористы объединились в своей критике упрощенных взглядов на индивидуум, как отдельный экономический субъект и формальных инженерных взглядов на организационную структуру, технологии и эффективность. «Под человеческим поведением в бихевиоризме понимается зачастую просто совокупность ответных реакций на определённые раздражители, таким образом, индивид описывается как автомат, робот, марионетка, машина». [10]  Кроме того, предметом исследования бихевиоризма выступает человеческое поведение, которое тонко реагирует на внешние влияния. Если мы сами наблюдаем за собой, то способ, каким мы это делаем, часто приводит к определенным результатам, зачастую непростым по последствиям.

Тем не менее, как отмечают ученые, работающие в области мотивации и в частности В. Ковалев, «принципы бихевиоризма оказали огромное воздействие на развитие социальных наук в 20 в.» [5, 31]. В современной психологии необихевиористские модели активно используются в социальной психологии (теория обмена Дж. Хоманса и П. Блау; концепции Скиннера), а также в области психотерапии и коррекции поведения.

1.4. Когнитивные теории мотиваций

Когнитивные теории мотиваций предполагают, что поведение формируется в результате активной обработки и интерпретации информации. Мотивация рассматривается не как механическое множество процессов, а как целенаправленное и  устойчивое множество поведений, основанных на доступной информации. Ожидания, основанные на прошлом опыте, способствуют направлению поведения по направлению к определенным целям.

оценочная теория ожиданий,

Оценочная теория ожиданий объясняет поведение ожиданием достижения целей. Эта теория предполагает, что существует несколько возможных поведений, и выбирается то поведение, которое обеспечивает максимум значения наибольшему количеству целей. Данная теория дает хорошее объяснение социальному поведению, мотивациям, направленным на достижения, мотивациям на труд. Впервые “достижение” было представлено как источник человеческих мотиваций в конце 1930-х Генри Мурреем.

атрибутивная теория,

Второй подход к мотивациям на достижение обращен к анализу выводов, которые люди делают о ситуации достижения. Атрибутивная теория изучает то, как люди совершают суждения о поведении кого-либо, или о том, как они связывают причины с поведением. Связь со способностью, усилиями, трудностью задачи, удачей и другими атрибутами является особенно важной для определения будущей мотивации на достижение. Например, когда индивидуум имеет успех при выполнении задачи и связывает этот успех со способностями, то этот индивидуум вероятно в будущем положительно мотивирован в отношении новой ситуации достижения. Исследование атрибутов, перечисленные выше, показало, что они наилучшим образом могут быть поняты, если их представить  в трехмерном пространстве, описываемом параметрами “позиция”, “стабильность” и “управляемость”. “Позиция” показывает внешний или внутренний характер причины, вызвавшей успех или неудачу. “Стабильность” говорит о способности к изменению причины успеха или неудачи. “Управляемость” описывает, на сколько  субъект влияет на ход событий.

когнитивный диссонанс,

Наиболее популярным когнитивным подходом к изучению мотиваций являлась теория когнитивного диссонанса, предложенная Леоном Фестингером в 1957 г. Эта теория предполагает, что люди пытаются привести в соответствие их верования, устремления и поведение. В соответствии с этой теорией всегда существует когнитивный диссонанс, так как верования, устремления и поведение никогда не могут быть согласованы. Диссонанс часто приводит к изменению этих факторов и снижению эффективности оценки ситуации индивидуумом. Мотивационный эффект диссонанса сознания стал теоретическим обоснованием «несправедливых теорий мотивации».

самовосприятие,

Теория самовосприятия альтернативна теории когнитивного диссонанса. Она предполагает, что все индивидуумы анализируют собственное поведение с позиций стороннего наблюдателя и, поэтому, могут проанализировать причины своего поведения, и, следовательно, корректировать его в требуемом направлении. Некоторые авторы считают, что теория когнитивного диссонанса и теория самовосприятия не исключают друг друга, а могут быть использованы в различных условиях.

самоактуализация.

Некоторые когнитивные исследования показывают, что мотивации человека определяются его потребностью быть самодостаточным и управляемым. Существует несколько разновидностей этой теории, но большинство из них проводит идею о том, что поведение человека, по крайней мере, частично мотивируется его потребностью быть тем, кем кто-то уже стал.

Когнитивная психология не оправдала возлагавшихся на нее надежд, поскольку ее представителям не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе. С позиций отечественной психологии анализ формирования и актуального функционирования знания как психического отражения действительности предполагает изучение практической и теоретической деятельности субъекта, включая ее высшие социализированные формы.

 

Выводы.

Работы основоположников физиологической и философской школ и постепенное накопление новых фактов, привели к появлению различных концепций психологической теории мотиваций.

Развитие теории мотиваций происходило в рамках трех основных теорий:

  • биологической,
  • бихевиористической
  • когнитивной.

Основным в биологической теории мотивации являлось то, что объяснение причин поведения человека связывалось с действиями направленными на устранение отклонения физиологических параметров организма.

Побуждающая мотивация, которую рассматривает бихевиористическая    теория, связана со способами, с которыми цели влияют на поведение, допуская, что стимуляционные характеристики целей образуют мотивационные свойства целей.

Когнитивные исследования показывают, что мотивации человека определяются его потребностью быть самодостаточным и управляемым. Существует несколько разновидностей этой теории, но большинство из них проводит идею о том, что поведение человека, по крайней мере, частично мотивируется его потребностью быть тем, кем кто-то уже стал.

Достижения теории мотиваций в дальнейшем в рамках школ “человеческих отношений” и “организационного поведения” использовались для разработки различных моделей человека, применяемых для оптимизации использования трудовых ресурсов и условий труда.

 

 

Глава 2.
Современные теории мотивации

Для построения современных моделей мотивационной сферы человека, в настоящий момент используются различные теории.

2.1. Теория мотивации по А. Маслоу.

Базой для многих современных теорий мотивации являются исследования американского психолога Абрахама Маслоу. А. Маслоу предположил, что человек мотивируется удовлетворением серии потребностей, выстроенных в иерархическую пирамиду — пирамиду ценностей Маслоу. Сущность теории сводится к изучению потребностей человека. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:

  • «физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
  • потребности в безопасности и уверенности в будущем — защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем,
  • социальные потребности — необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство “локтя” и поддержка;
  • потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям,
  • потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей». [14]

Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.

Смысл такого иерархического построения заключается в том, что до того момента пока не удовлетворены потребности более низких уровней их воздействие на мотивацию человека будет приоритетным (но не абсолютным!). При этом стоит отметить, что страты не имеют четко выраженных границ, более того их расположение по уровням индивидуально.

Несмотря на то, что иерархия потребностей по Маслоу подвела солидную базу под исследование процесса мотивации, она вполне справедливо подвергается критике за то, что не вполне учитывает индивидуальные особенности людей, в частности, отмечено, что для различных индивидуумов страты могут располагаться в другом порядке.

В приложении к периодизации жизненных кризисных ситуаций, теория А. Маслоу имеет прямое отношение, поскольку в каждый период жизни превалируют определенные потребности, удовлетворение которых характерно для данного периода и на удовлетворение которых ориентирована деятельность человека в данный период.

Как отмечает биографический библиографический словарь «теория Маслоу о врожденной иерархии системы мотивов особенно уязвима из-за неопределенности отношений между мотивом и действием». [18, 408] Основным обвинением со стороны оппонентов было то, что его теория недоступна для проверки. Тем не менее, хотя теория Маслоу не получила достаточного эмпирического подтверждения относительно приоритета одних потребностей над другими, она может быть полезна в качестве описательной модели личности.

 

2.2. Теория мотивации Фредерика Герцберга

Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.

Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.

 

Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе

Гигиенические факторыМотивирующие факторы
Политика фирмы и администрацииУспех
Условия работыПродвижение по службе
ЗаработокПризнание и одобрение результата
Межличностные отношенияВысокая степень ответственности
Степень непосредственного контроля за работойВозможность творческого и делового роста

 

Очевидно, что к мотивации достижения относятся только факторы, которые и сам Ф. Герцберг относил к мотивирующим факторам. Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.

Однако механизм воздействия мотивирующих факторов у Маслоу и Герцберга различаются. Согласно теории А. Маслоу, любое воздействие, направленное на удовлетворение потребностей обладает мотивирующим эффектом. Согласно Герцбергу имеется некоторое пороговое значение, определённый минимальный набор, своего рода критическая масса условий, только по достижению которой начинают действовать мотивирующие факторы.

Хотя эта теория эффективно использовалась в ряде организаций, в ее адрес раздавались и критические замечания. В основном они были связанны с методами исследования,  Действительно, когда людей просят описать ситуации когда им было хорошо или плохо от проделанной работы, то они инстинктивно связывают благоприятные ситуации с роль своей личности и объектов, которые они контролируют, а не благоприятные с ролью — других людей или вещей, которые объективно от опрашиваемых не зависят. Т.о. результаты которые получил Герцберг, были, были результатом того как он задавал вопросы.

Другой момент касается того, что один и тот же фактор может вызывать удовлетворение работой у одного человека и неудовлетворение у другого, и наоборот. Т.о., и гигиенические факторы, и мотивирующие могут являться источником мотивации, и зависит это от потребностей конкретных людей.

Кроме того, Герцберг предполагал наличие сильной корреляции между удовлетворением на работе и производительностью труда. Но для работника который весьма удовлетворен своей работой , по тому что у него есть широкие возможности для социального общения с коллегами, мотивов для повышения производительности труда может не оказаться.

Все эти критические замечания ясно показывают, что мотивацию надо воспринимать как вероятностный процесс. То, что мотивирует данного человека в конкретной ситуации, может не оказать ни какого воздействия на него в другое время или на другого человека в аналогичной ситуации. Т.е., его теория не учитывает многих переменных величин, определяющих ситуации, связанные с мотивацией.

2.3 Исследование отечественных ученых в области теории мотиваций

Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Однако их работы не получили развития, поскольку они исследовали проблемы психологии только на примере педагогической деятельности.

Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития — высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.

Например, если в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем. Л.С. Выгодский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно, вместе управляют поведением человека и его деятельностью.

Для описания процесса формирования человеческой мотивации А.Н. Леонтьевым предложено понятие «Сдвиг мотива на цель».  Это — механизм формирования новых мотивов, которые побуждают индивида совершать те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому–то определенному мотиву. «При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива». [6, 56] В деятельностном подходе А.Н. Леонтьева считается, что порождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву. При этом смыслы трактуются единицами человеческого сознания.

Потребностно–информационная теория эмоций Симонова — формализованная теория возникновения эмоций. В ней говориться, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой–либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Соотношение этих переменных представлено в формуле: «Э = f [П, (Ин – Ис), …], где Э — эмоция; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) — оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; Ин — информация о средствах, ресурсах и времени, необходимых для удовлетворения потребности, Ис —информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени». [13, 46]

Как правило, наиболее активно научные направления развиваются в условиях востребованности научных результатов в случае возможности их использования в прикладных решениях. С этой точки зрения, условия в которых работали зарубежные и отечественные ученые были различны.

 

 

Выводы

Рассматривая подходы к построению теорий мотивации у зарубежных и отечественных ученых, обращает на себя внимание различная прикладная направленность изучения теории мотивации.

И в том и в другом случае наука фактически выполняла социальный заказ общества. В зарубежной практике, в первую очередь изучение мотивационного поведения было направлено на предсказание поведения потребителей, в изучении потребительского поведения, исходя из развития потребительского поведения, через призму маркетинга, как науки, а так же мотивационных факторов в деле мотивации персонала на достижение поставленных перед ними целей. Достижения теории мотиваций использовались для разработки различных моделей человека, применяемых в первую очередь для оптимизации использования трудовых ресурсов и условий труда.

В условиях Советского Союза, основные усилия отечественных ученых были направлены на изучение подросткового возраста для формирования у них потребностей, соответствующих целям воспитания и формирования человека «нового типа», а так же для обслуживания системы, в целях поддержания единообразия мышления.

В публикующихся до середины восьмидесятых годов, то есть до начала перестройки, в Советском Союзе, книгах по теории управления практически не находилось места рассмотрению теории мотивации как базового понятия для построения систем управления трудовым коллективом. С появлением частных предприятий, и появления у Российских предпринимателей и менеджмента таких же задач, как и у их зарубежных коллег, появилась потребность и в развитии направлений изучения теорий мотивации. Именно с этого периода появляются публикации, как Российских авторов, так и зарубежных переводов по проблемам управления персоналом, в которых затрагиваются вопросы мотивации, с констатацией факта, что «мотивация сотрудников – фактор, обеспечивающий достижение фирмы» [17, 278]

 

Глава 3
Мотивация достижения, как основа построения систем мотивации для сотрудников.

3.1 Мотивация на достижение успеха.

Если говорить о восприятии личной мотивационной сферы теми, кто озаботился карьерой, планированием своей профессиональной деятельности и т.д. В этом направлении деятельности отечественные психологи просто не работали. Даже в  психологии межличностных отношений публикации касались в большинстве своем, лишь межличностных отношений в семейном плане. Тем более что «мотивация, с точки зрения системного подхода, связана с организационной культурой» [1].

Даже к настоящему времени, эта тема остается недостаточно разработанной. В том числе и из-за отсутствия внимания к ней со стороны исследователей и книгоиздателей. Место серьезных книг о психологии личностной мотивации к достижению успеха, заняли переводные брошюры из серии «как стать миллионером за один месяц».

Исходя из этого, представляет интерес рассмотрение аспекта личностной мотивации на достижение успеха для успешной работы с персоналом компании. Попробуем описать возможные подходы к этому вопросу.

Поведение человека, так или иначе, соотносится с его представлением о себе самом и о том, каким он должен быть и хотел бы быть.

Мотивация достижения успеха — это одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач; это побочный продукт более фундаментальных социальных мотивов. Мотивацию достижения успеха трактуют как стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего, во что бы то ни стало.

Мотивация достижения успеха является одним из устойчивых свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.

В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успеха в различных видах деятельности. Основателями этой теории считаются американские ученые Д. Мак-Клелланд, Д. Аткинсон и немецкий ученый Н. Хекхаузен.

Составляющими мотивации достижения являются:

— “мотивирующая” сила вознаграждения за деятельность;

—  принуждающее давление на личность.

На развитие мотивации достижения успеха влияют:

—  требования, предъявляемые человеком к самому себе;

—  тревожность;

—  достижения и неудачи, которые имели место в прошлом;

—  представление человека о самом себе (самооценка).

В развитии мотивации достижения успеха важную роль играет самооценка, являющаяся сердцевиной личности; она регулирует поведение и деятельность человека.

Установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на неудачу, — нереалистические, завышенные или заниженные самооценки. С величиной самооценки связаны удовлетворенность или неудовлетворенность человека, возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи.

Стремящиеся к успеху, свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т.п.), стремящиеся к неудаче — внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.).

Вместе с тем люди, имеющие сильно выраженный мотив избежания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро рассматриваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом; правильно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не расстраиваются.

 

Вспомним знаменитую формулу У. Джеймса:

Самоуважение =Успех
Притязания

где он фактически указал на два пути повышения самооценки. В самом деле, индивид может улучшить представления о себе, либо, увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Можно сказать, что наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать, и что мы вознамерились совершить.

Таким образом, самооценка, являясь специфическим индивидуально-личностным образованием, представляет собой направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности, она обуславливает направление и характер взаимоотношений индивида с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Именно самооценка существенным образом влияет на эффективность деятельности человека и степень выраженности стремления к личностному росту.

Как отмечает В.Н. Панферов, «Личностный смысл, присутствующий в структуре субъектной направленности психической активности человека, мотивирован социальными потребностями, установками и интересами человека». [9, 227]

3.2 Многофакторный подход к личностной мотивации сотрудников.

Расширяя понятие самоуважения, данное У. Джеймсом, можно сказать, что показатель самоуважения является многофакторным показателем, складывающимся из суммы результатов по всему спектру поставленных перед собой целей. Иными словами, человек, при планировании жизненного этапа, ставит перед собой комплекс целей, относительно которых он оценивает успешность своих достижения, соотнося с теми притязаниями, которые были поставлены перед самим собой.

В то же время для человека характерна противоречивость в его мотивационных побуждениях, что делает необходимым учет различных составляющих целей. «Мотивационная противоречивость, свойственная каждому человеку, требует развития психологической устойчивости, способностей к саморегуляции и психической координации» [9, 154]

Представляется, что тревожность в отношении достижимости поставленных жизненных целей, основывается на накопленном жизненном опыте, а именно, на оценке самоуважения по отдельным жизненным целям. В этом случае, стремясь снизить тревожность по отношению к достижимости той или иной жизненной цели, человек, анализируя накопленный опыт, снижает уровень мотивации в тех областях, где, он прогнозирует возможность недостаточного успеха, основываясь на предыдущем опыте. Таким образом, можно говорить, что одновременно, каждый человек использует стратегию «мотивации к достижениям» и стратегию «избежания неудач».

Одновременно можно говорить о том, что комплекс целей обеспечивает устойчивость личности в момент «кризиса нереализованности». Если часть жизненных целей и планов не реализуется, наличие ценностных регуляторов, позволяет обеспечить, хотя бы  частично, уровень самоуважения  на минимально приемлемом для человека уровне.

Учитывая имеющиеся экспериментальные данные об оптимуме мотивации, о которых закон Йеркса—Додсона говорит: «С увеличением трудности задачи интенсивность наказания, определяющая оптимальную скорость научения, приближается к пороговой величине» [15, 122]. Можно говорить о том, что и в постановке жизненных целей, возможен подход, при котором поставленные цели и возможные результаты будут сбалансированы, что бы дать максимально возможный результат. При этом под результатом, следует понимать комплексный показатель самоуважения, достигнутый человеком.

Для человека, крайне важно, что бы в качестве целей выступали те потребности, которые у него существуют. Одной из проблем в этом случае может быть та, что потребности, зачастую существуют в неосознанном виде и могут быть выявлены только  при использовании специальных методик при работе с человеком. Одновременно можно говорить и о скрытых опасениях, при достижении целей. В качестве инструментов, которые могут быть использованы для выявления скрытых потребностей и препятствий, может быть тест ТАТ, однако, для более четкого выявления личностных факторов, целесообразно использование его в сочетании с тестом Кеттелла.

В этом случае, выявив потребности человека, включая скрытые, а так же опасения, которые могут приводить к переориентации на стратегию избежания неудач, возможно построение дерева целей. С одной стороны, это позволит разбить цели жизненного этапа на цели второго уровня, достижение которых возможно с большей вероятностью, с другой стороны, снизить опасения (тревожность), и, соответственно, более легко принять стратегию достижения.

При этом достижение промежуточных целей, повышает вероятность высокой самооценки человеком, что способствует дальнейшей ориентации на достижения.

Выводы

Мотивация достижения успеха — это одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач; это побочный продукт более фундаментальных социальных мотивов.

Сотрудники, ориентированные на успех, правильно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не расстраиваются. Следовательно, важно, используя принципы мотивации достижений, формировать у сотрудников набор целей, которые они оценивают, как реальные для достижения.

Достижение поставленных промежуточных целей, повышает вероятность высокой самооценки человеком, что способствует дальнейшей ориентации на достижения и успешности персонала.

Заключение.

В настоящее время теория мотивации еще остается дискуссионной темой в психологии. Несмотря на то, что существует несколько основных теорий, единая общепринятая теория мотивации к настоящему времени не сложилась. Тем не менее менеджеру необходимо уметь применять имеющиеся теории для использования построения системы мотивации на предприятии и решения практических задач управления.

Базой для большинства современных теорий мотивации является теория потребностей, которая рассматривается под различными углами зрения. В первую очередь развитие теорий мотивации связано с необходимостью их практического применения для мотивации сотрудников в сфере экономики. Существует необходимость использования практических инструментов, основанных на тех или иных моделях, и подобные инструменты используются в практике бизнеса. В первую очередь эти модели построены на теории пирамиды потребностей Маслоу, и двухфакторной модели Герцберга. Теория Маслоу делает акцент на последовательности в удовлетворении потребностей человека. В то время как модель Герцберга разделяет факторы, влияющие на мотивацию, на гигиенические и мотивационные, уделяя основное внимание факторам мотивации.

Таким образом, использование мотивационных подходов описанных в работах основоположников различных теорий мотивации позволяет более обоснованно разрабатывать систему мотивации в коммерческих компаниях.

Отдельным направлением работ в области мотивации является развитие теорий мотивации связанных с личностным развитием человека. Каждый этап жизни, требует от человека выбора новых целей, связанных с дальнейшим развитием и построением стратегии на следующий отрезок жизни.

Как показывает проведенное исследование, важным фактором для успешного личностного развития в условиях рыночной экономики является изначальная ориентация личности на достижение успеха. При этом можно говорить о том, что возможна оптимальная постановка целей, при которой мотивация к достижению будет максимально выражена, а возможные жизненные неудачи не приведут к снижению самооценки и, как следствие, к снижению мотивации.

Таким образом, этот подход позволяет учесть индивидуальные особенности человека, его цели на предстоящий отрезок жизни. Наметить основные шаги продвижения, связанные с его дальнейшим ростом и планированием жизненного пути. Сформулированные подходы должны подвигнуть человека к принятию собственного внутреннего решения, которое даст ему стимулы к эффективной деятельности. Что и необходимо от мотивационных систем.

 

Список литературы.

  1. Абчук В. и др. Менеджмент и маркетинг в социальной сфере. – СПб.: ООО Книжный дом – 2003.
  2. Белокурова М. Мотивация и специфика мотивационных факторов в России – Электронный ресурс: [http://www.personalupgrade.ru]
  3. Бандурка А.М. Психология управления. – Харьков, Фортуна пресс. 1998.
  4. Ильин Е. Мотивация и мотивы. – СПб. Питер. 2000
  5. Ильин Е. Дифференциальная психология мужчины и женщины – СПб. Питер. 2002.
  6. Ковалев В.И Мотивы поведения – М. Наука. 1998.
  7. Леонтьев А. Потребности, мотивы и эмоции. – М. 1971.
  8. Линчевский Э. Мотивация и ее роль в быту и на работе – СПб. Любавич 2000.
  9. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.
  10. Панферов В. Психология человека. – СПб. Издательство Михайлова 2002.
  11. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. – СПб. Речь. 2001.
  12. Симонов П. Потребностно–информационная теория эмоций – Вопросы психологии. 1982, N 6, с. 44–56.
  13. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации. – Электронный ресурс [http://www.trialog.ru]
  14. Фресс П., Пиаже Ж. Оптимум мотивации» – Экспериментальная психология / Под редакцией Фресса П. и Пиаже Ж. Вып.5, Прогресс, М., 1975, с. 119-125.
  1. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб. Речь. 2001.
  2. Чернышев В, Двинин А. Человек и персонал в управлении. – СПб. Энергоатомиздат. 1997.
  3. Шихи Н., Чэпмен Э., Конрой У. Психология. Биографический библиографический словарь. – СПб. Евразия. 1999.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *