Концепция 4P — E. Jerome McCarthy

4P - Э. Дж. Маккарти

4P — Э. Дж. Маккарти

Автором концепции 4P считают Эдмунда Джероми Маккарти (E. Jerome McCarthy). Маккарти  развил методику своего учителя, профессора Ричарда Клюитта, «продукт, цена, дистрибуция и продвижение» («product, price, distribution, and promotion»), под руководством которого защитил диссертацию в Северо-Западном университете (Northwestern University).  Докторскую степень Маккарти получил в университете Миннесоты в 1958 году.

 

4P в учебнике Маккарти

E. Jerome McCarthy – (Эдмунд Джероми Маккарти )

E. Jerome McCarthy

В 1960 году Маккарти публикует учебник «Basic Marketing. A Managerial Approach», в котором описал концепцию 4P. Каждому из элементов комплекса маркетинга – посвящена отдельная глава.

Под комплексом маркетинга понимается совокупность инструментов, которые может использовать компания для повышения своей конкурентоспособности. Изменяя характеристики продукта, устанавливая подходящую цену, организуя сбыт и продвижение, она старается наилучшим образом удовлетворить потребности целевых рынков.

Порядок глав ниже соответствует авторской логике.

Product  (Продукт)

  • все, что может быть нужным потребителю (удовлетворить какие-нибудь его потребности). Продукт является универсальным термином, объединяющим понятия товар и услуга.

Разделы: Продукт – введение. Развитие продукта – продуктовая политика. Потребительские продукты. Продукты для бизнеса.

Place (Место)

  • методы распространения продукта до потребителя, система сбыта продукции.

Разделы: Сбыт – введение. Стратегия сбыта. Розничная торговля. Оптовая торговля. Транспортировка, хранение и финансирование. Выбор каналов.

Promotion (Продвижение)

  • система маркетинговых коммуникаций, обеспечивающая взаимодействие с потенциальными покупателями и другими целевыми группами для обеспечения продаж.

Разделы: Продвижение – введение. Персональные продажи. Массовые продажи.

Price (Цена)

  • количество денег, запрашиваемое за продукт.

Разделы: Цена – введение. Установление цены. Цели ценообразования. Ценовая политика. Стратегия ценообразования.

Полностью текст книги «Basic marketing, a managerial approach» на английском языке, доступен в электронной библиотеке HathiTrust’s digital library.

Комплекс маркетинга - 4P

Комплекс маркетинга — 4P

В дальнейшем различные авторы пытались дополнить список 4P, однако из всех попыток более-менее  удачными можно считать расширение списка за счет пятого элемента – Персонал (Рersonnel), а также дополнительные элементы, наряду с персоналом – процесс (process) и физические свидетельства / материальные составляющие (Physical evidence) для услуг.

Комплекс маркетинга, 4P (иногда используют marketing mix) – универсальная модель для управления маркетингом на тактическом уровне. Несмотря на свою простоту, модель позволяет контролировать все ключевые вопросы, которые стоят перед маркетологом, и может  выступать своеобразным чек-листом при планировании деятельности компании.

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code