Банковский маркетинг имеет как универсальные черты, присущие всем внедряющим его субъектам, так и аспекты, характерные только для кредитных организаций.
В современных экономических условиях в качестве главной цели деятельности любого коммерческого банка ставится реализация банковских продуктов и услуг и извлечение на этой основе прибыли. Этим обусловлено стремление банка как единой организации на завоевание новых долей на рынке, привлечение дополнительного количества клиентов, расширение сферы сбыта своих услуг. Отсюда следует, что в организации эффективной работы коммерческих банков особое значение имеет маркетинг.
Банковский маркетинг — это процесс, который включает в себя планирование производства банковского продукта, исследование финансового рынка, налаживание коммуникаций, установление цен, организацию продвижения банковского продукта и развертывание службы банковского сервиса. Особенностью банковского маркетинга является специфика продукта банковской деятельности. Продукт в данном случае можно рассматривать, как банковские услуги — фактические услуги, оказываемые банком уже существующим клиентам, или банковские услуги, которые он планирует им предоставлять.
В фактических услугах, предоставляемых банком, специалисты различают:
- Базовый или основной ассортимент услуг — те услуги, на которых специализируется банк.
- Текущий или изменяемый ассортимент услуг, — дополнительные услуги для клиентов банка, перечень и объем которых может изменяться, в зависимости от маркетинговой политики банка.
Специфика связана с тем, что, во-первых, как уже упоминалось, банковские продукты в своей основе являются услугами. Во-вторых, оказание банковских услуг всегда связано с использованием денежных средств, и в большинстве случаев купля-продажа банковского продукта характеризуется продолжительностью временного периода.
У потребителей банковского продукта разные интересы, потребности, возможности, денежные ресурсы и разная степень риска. Поэтому у них разный спрос на данные продукты. Это означает, что банк, предлагающий свой продукт, должен четко знать, на какую группу покупателей этот продукт рассчитан и сколько может быть потенциальных покупателей этого продукта, что подразумевает сегментацию рынка.
Отсюда возможны два направления деятельности банка:
- ориентация на массовый спрос, что предполагает относительно низкие цены (курсы, процентные ставки) на продукт, ограниченные услуги по обслуживанию клиентов и больший охват мелких покупателей;
- ориентация на отдельные группы покупателей, что предполагает относительно высокие цены (курсы, процентные ставки) на продукт, более широкий круг услуг по обслуживанию и меньший охват покупателей.
Таким образом, устанавливая цены (курсы, процентные ставки), их необходимо ориентировать не на среднего покупателя, а на определенные сегменты.
Исходя из выработанной концепции своей деятельности, банк формирует и устанавливает общие цели, и задачи которые при дальнейшей конкретизации превращаются в конкретные цели маркетинга в банка.
Задачи банковского маркетинга
Основными задачами банковского маркетинга являются:
- прогнозирование требований покупателей к банковскому продукту;
- изучение спроса на банковский продукт;
- выпуск банковского продукта, соответствующего требованиям покупателей;
- установление уровня цен на банковский продукт с учетом условий конкуренции;
- повышение имиджа банка;
- повышение доли финансового рынка, контролируемого данным банком.
Функции банковского маркетинга
Банковскому маркетингу присущи определенные функции.
Функции банковского маркетинга — это совокупность видов маркетинговой деятельности банка по реализации банковских продуктов.
- Функция целеполагания — определение банком стратегии завоевания рынка, целей, задач и инструментов по ее реализации, а также критериев оценки ее эффективности;
- Организационная функция — создание организационной структуры подразделений маркетинга и разработку регламентов их взаимодействия с другими департаментами;
- Информационная функция — стратегический и оперативный анализ рынка, а также в предоставлении клиентам и иным заинтересованным лицам необходимой информации о банке и его продукции;
- Функции развития — постоянный анализ меняющихся рыночных условий и цен и гибкое реагирование на их изменение: Корректировка продуктового ряда или отдельных характеристик продуктов и услуг, освоение новых рынков, стимулирование спроса на свою продукцию посредством использования различных инструментов продвижения, и т.д.;
- Функция снижения рисков и обеспечения эффективности банковской деятельности — постоянная модернизация банком своей продуктовой линейки в ответ на меняющиеся реалии рынка, диверсификации своих продуктов и услуг, оценке степени их влияния на ключевые показатели деятельности банка и отказе от неэффективной продукции.