Начнем с того, что Доклад за 2021 год был выпущен в конце декабря 2022 года, а опубликован в начале января 2023. Все предыдущие задерживались не больше чем на полгода.
Впрочем, отчет Потребность в оснащении приборами учета в ЕМИСС появился тоже только в конце октября 2022 года, так что с оперативными данными по рынку энергосбережения все не очень хорошо.
Программы энергосбережения и экономия
О региональных программах энергосбережения почти все регионы отчитались. Из 85 регионов программы энергосбережения есть в 75.
С финансирование тоже все в порядке в 2021 году потрачен 161 млрд. руб., на 29 млрд. больше чем в 2020.
Любимая цифра по экономии т.у.т тоже выросла «Оценочная экономия ресурсов в результате реализации программ в области энергоэффективности и энергосбережения в 2021 г. составила 2 220 тыс. т. у. т. Для сравнения: в 2020 г. она составляла 1 133 тыс. т. у. т.»
Энергосервисные контракты
Количество энергосервисных контрактов выросло с 826 до 989 единиц, а сумма с 19,1 млрд. руб. до 57,5 млрд. руб. Кажется рост существенный. Только вот на долю 3,5% энергосервисных контрактов (35 шт.) с суммой свыше 100 млн. рублей. Пришлось 87% суммы (50,2 млрд. руб.).
Более 900 с лишним небольших энергосервисных контрактов заработали всего 7,3 млрд. руб. – в среднем менее 8 млн. на контракт.
В основном энергосервисные контракты заключались на объектах социальной сферы (83,3% контрактов) и были связаны с освещением (66% контрактов).
ИТП
Количество зданий бюджетного сектора, оборудованных индивидуальными тепловыми
пунктами (ИТП), в 2021 г. сохранилось на уровне 81,2 тыс..
Немного странно, поскольку в прошлогоднем докладе рапортовали о росте количества зданий бюджетного сектора, оборудованных ИТП, в 2020 г. до 78,5 тыс.
Фразу «… с 25,5% до 24% снизилась доля подобных зданий (оборудованных ИТП) бюджетного сектора от всех зданий», заставила задуматься, какие же «все здания» имеют в виду авторы Доклада. Тем более что в Докладе за 2020 год количество зданий бюджетного сектора, оборудованных ИТП составляло 26,9% от всех зданий бюджетного сектора.
В отсутствие полных таблиц, которые приводились в первых выпусках отчетов, остается толкьо верить на слово.
Такая же ситуация с ИТП в МКД.
Доклад за 2021 год «В абсолютном выражении количество МКД, оборудованных ИТП, выросло на 12,1% (со 173,3 до 197,2 тыс. ед.),»
Доклад за 2020 год «В абсолютном выражении количество МКД, оборудованных ИТП, выросло с 153,2 до 155,3 тыс. ед.»
Почему количество домов, оборудованных ИТП в 2020 году, отличается почти на 20 тысяч, остается только догадываться.
Впрочем, примечание к диаграммам – «Источник: анализ Минэкономразвития России на
основе сведений, представленных субъектами Российской Федерации», позволяет предположить, что это творчество регионов.
Остается вопрос, какие решения можно принимать на основании данных, которые вызывают сомнения.
Еще один вопрос, что же подразумевается под ИТП. С одной стороны, все отчеты, обычно говорили о снижении потребления за счет автоматизации теплопотребления. С другой стороны в глоссарии ИТП и АИТП различаются. О чем же отчитываются регионы?
Приборы учета
Уровень оснащенности МКД приборами учета вырос, что ожидаемо. Но вот доля оснащенности вызывает вопросы – показатели роста явно не соответствуют прошлогодним. (Оснащенность указана за 2020/2021 гг., по Докладам за соответствующий год.)
холодной воды — на 16,5 тыс. (на 3,6%); Оснащенность – 54,2 / 54,3%.
горячей воды — на 9,8 тыс. (на 3,6%); Оснащенность – 66,6 / 66,3%
тепловой энергии — на 16,1 тыс. (на 3,8%); Оснащенность – 63,9 / 63,9%
электрической энергии — на 39,7 тыс. (на 5,3%); Оснащенность – 73,2 / 74,2%.
Особенно интересно, как посчитали рост по приборам учета горячей воды и тепла.
Такая же ситуация и с оснащенностью приборами учета квартир.
холодная вода – 81,7% / 82,3%
горячая вода – 84,8% / 84,6%
тепловая энергия – 27,5% / 29,3%
электрическая энергия – 96,6% / 97,1 %
По учету тепла в квартирах, речь, вероятно, идет о квартирах, где есть такая возможность (с горизонтальной разводкой). Или о новостройках. Иначе такую высокую долю оснащенных квартир объяснить сложно.
Остальная часть доклада посвящена анализу освещения дорог и лучшим практикам.
А также Мероприятиям информационно-просветительского характера, проведенные в субъектах Российской Федерации.
Как вывод — вряд ли можно полностью доверять приведенным в Докладе данным.
Ежегодный государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности за 2017, 2018, 2019, 2020 гг. можно скачать с сайта Минэкономразвития.
Ссылка — Ежегодный государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности