Поиск интернет-маркетолога для своего проекта или компании непростая задача. Узнайте несколько не очевидных, но важных критериев, которые помогут вам при поиске хорошего маркетолога. Статья поменяет ваш подход к поиску и к формату сотрудничества с человеком, отвечающим за прибыль вашей компании.
Кто такой интернет маркетолог
Для начала несколько скучных абзацев о том, кто такой маркетолог вообще и интернет маркетолог в частности.
Довольно часто многие путают функции маркетолога с функциями менеджеров по рекламе, специалистов по копирайтингу, созданию сайтов, smm менеджеров, таргетологов и контекстологов.
Естественно, интернет маркетолог должен обладать базовыми знаниями и, хорошо бы, практическими навыками в каждой из этих областей, но его основные функции заключаются в другом.
Интернет-маркетолог — это человек, который занимается стратегией продвижения компании и продукта или услуги, работой с целевой аудиторией, привлечением новых клиентов и удержанием существующих, онлайн каналами коммуникации (сайты, реклама email-рассылки, социальные сети, месседжеры и прочее).
Интернет-маркетолог скорее управленец, чем исполнитель. Техническая часть работы делегируется трафик-менеджеру, дизайнеру, копирайтеру, программисту и так далее.
Независимо от специфики деятельности в Digital среде, интернет-маркетолог должен обладать знаниями классического маркетинга.
Кроме того от него может понадобиться опыт настройки рекламных кампаний, умение работать с каналами трафика, знание новых web-технологий.
Не лишними в компетенциях маркетолога будут также дополнительные знания в психологии, социологии, дизайне, а также широкая общая эрудированность и богатый жизненный опыт.
Функции интернет-маркетолога
Следующий вопрос, который должен прояснить для себя предприниматель чем будет заниматься интернет-маркетолог в компании?
В зависимости от вида деятельности, ниши и целей конкретной компании, задачи маркетолога могут меняться, но в основном интернет-маркетолог решает следующие задачи:
- маркетинговые исследования интернет рынка, ниши, продукта, конкурентов;
- анализ спроса составление дерева запросов;
- разработка стратегии продвижения компании в интернете;
- создание модели позиционирования бренда;
- разработка продуктовой матрицы;
- медиапланирование, организация, проведение и контроль рекламных кампаний;
- анализ посещаемости веб ресурса, конверсии, эффективности рекламных материалов.
А так же контролирует работу в следующих направлениях:
- лидогенерация, то есть поиск и привлечение потенциальных клиентов посредством платного трафика;
- разработка стратегии smm и составление контент плана;
- seo-аудит: анализ продвижения сайта в поисковых системах по ключевым запросам, увеличение органического трафика;
- Разработка и реализация стратегии email-рассылки;
- организация мероприятий для увеличения подписной базы;
- проведение мероприятий для повышения лояльности покупателей;
- составление технических заданий для фрилансеров дизайнеров верстальщиков программистов SEO оптимизаторов, копирайтеров.
Теперь, когда мы разобрались с функциями и компетенциями маркетолога, перейдём к главному вопросу.
Где искать интернет-маркетолога
Для начала сразу неплохо было бы понять такую вещь: хороший и успешный маркетолог почти всегда занят интересными для него и прибыльными проектами поэтому вряд ли откликнется с предложением своих услуг на запросы в соцсетях
«нужен маркетолог»
«Где найти маркетолога»
«Посоветуйте маркетолога»
и «есть ли здесь маркетологи в группе?»
Скорее он может поделиться советом по конкретной проблеме или задаче и посоветует что и где почитать или что сделать, на какой (его или партнерский) контент подписаться.
Он не будет тут же продавать свои услуги. Если он лично занимается продажами, то есть предлагает свои услуги непосредственно, значит с маркетингом у него самого не очень хорошо. Так как маркетинг направлен на создание продукта, наилучшим образом подходящего заинтересованному в нем потенциальному клиенту.
Продажа с точки зрения маркетинга — всего лишь одна из цепочки маркетинговых коммуникаций в сценарии карты клиентского опыта или «пути клиента» в вашем бизнесе. Да она является ключевой, переводящей взаимоотношения с клиентом на новый уровень взаимодействия, приносящей прямой доход, но — всего лишь одной из…
Маркетолог начнет продавать вам только тогда, когда уверен, что вы ему доверяете, точно знаете, чего хотите и согласны со всеми условиями сотрудничества, то есть сами его попросите взять ваши деньги и начать работать с вами.
Чаще всего его рекомендуют его клиенты или те, кто изучает его контент, то есть находится в его воронке контент-маркетинга и мотивирован поднимать чувство собственной значимости за счет таких рекомендаций, неосознанно работая «адвокатом личного бренда».
И исходя из того, что задачами маркетинга являются построение долгосрочных отношений с клиентами, для занятий лично холодными продажами у него просто нет ни времени ни интереса.
Запрос в виде «Нужен хороший интернет маркетолог» воспринимается им примерно так:
[Кому-то, кого я не знаю и кто не знает меня, для продвижения какого-то продукта, о котором я не подозреваю, который неизвестно, востребован ли кем-то, нужен специалист по рекламе в интернет, желательно с оплатой за результат и такой, чтобы не отвлекал от важных дел и занимался сам тем, в чем он профи, не вмешиваясь в дела компании] .
Еще один вопрос, который может Вас волновать — это
Сколько платить интернет-маркетологу
По тому, какие условия предложит вам выбранный вами специалист, вы также можете сделать некоторые выводы о его компетенциях и перспективах будущего сотрудничества.
Если вы только запускаете свой проект у вас нету клиентской базы и есть только гипотезы о вашем целевом клиенте, то я бы вам не советовал работать с теми, кто сразу предлагает вам работать за процент от рекламного бюджета.
С одной стороны вам это может показаться более выгодным, так как бюджет устанавливаете вы. Но в этом случае нанятый вами специалист не будет нести никакой ответственности за результат.
Умный маркетолог скорее всего назначит фиксированную цену за стратегическую консультацию, а по её итогу, если найдёт ваш проект интересным и перспективным для себя, предложит вам сотрудничество с оплатой процента от полученного результата плюс рекламный бюджет и смета на подрядчиков, то есть фактически захочет участвовать в распределении прибыли от вашего бизнеса, а по сути — стать вашим партнером.
Этот вариант может быть не особо затратным на старте (из первых заработанных 100 тысяч «чистыми» не жалко отдать 10), но будьте морально готовы к тому, что через какое-то время из миллиона придется отдавать 100 тысяч за тот же объем ответственности и работ.
Если вы не готовы к таким условиям сотрудничества и хотите иметь штатного маркетолога на зарплате, то я бы вам советовал прибегнуть к следующей схеме:
Интернет-маркетолог в штате
Приглашаете профессионального маркетолога, который делает необходимое исследование рынка, разрабатывает портреты вашего клиента, сценарии клиентского опыта, продуктовую матрицу и стратегии продвижения и продаж, составляет необходимые ТЗ для технических специалистов или подрядчиков.
А вы тем временем нанимаете человека в штат с необходимыми базовыми знаниями и внедряете его в разрабатываемые процессы. Такое сотрудничество может длиться от 3 месяцев до 1 года с ежемесячной фиксированной оплатой услуг консультанта.
В этом случае готовьтесь к тому что ценник будет достаточно высок, но в итоге вы получите работоспособную модель, которую сможет поддерживать и со временем улучшать штатный специалист на приемлемой зарплате.
Если вы приглашаете маркетолога в уже работающий бизнес, с существующей клиентской базой, то бегите от тех, кто сразу вам предложит привлекать больше новых клиентов и большая часть его коммерческого предложения будет формироваться рекламным бюджетом.
Хороший маркетолог сначала проанализирует и предложит пути увеличения вашего дохода используя уже существующие ресурсы и основную часть денег возьмет себе, предложив вам более жизнеспособную модель продвижения и продаж, изменения в продукте, вашем предложении, взаимодействии с уже существующими клиентами, без привлечения с вашей стороны значительных ресурсов и инвестиций.
Таким образом он убивает 2х зайцев сразу: во первых освободит ваш бюджет от ожидаемой вами нагрузки на дополнительную рекламу (в пользу оплаты своих услуг, естественно), а во вторых увеличивает доверие к себе и подтверждает свой профессионализм (если он без денег на рекламу увеличил доход на 30-50%, что же он с бюджетом сделает? Нужно срочно расширять производство и сервис)))
Ну и третий заяц — у него будет уже жизнеспособная и проверенная на ваших лояльных клиентах стратегия для привлечения новых клиентов, которая с наибольшей вероятностью принесет положительный результат со старта, а это уже предпосылки к долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству с вами, к чему, собственно, и стремится любой хороший и умный маркетолог.
Зачем ему прыгать из проекта в проект, если можно долго и стабильно расти вместе с бизнесами, которым помогаешь в этом росте?
Благо стратегий для роста и путей улучшения маркетинга хватит не на один год.
Естественно, данные рекомендации — это результат личного опыта. Многое из написанного может расцениваться, как субъективное мнение, не гарантирующее того, что вы найдете отличного специалиста. Но если вы будете придерживаться этих советов, шансы найти плохого интернет-маркетолога значительно уменьшатся.
Автор неизвестен.
Текст был сохранен с одного из сайтов, но в настоящее время поисковиками не ищется. Если текст ваш – дайте ссылку на первоисточник, я с удовольствием ее поставлю.