Стратегия по развитию продукта — тема, которая часто вызывает много вопросов. Одна из точек зрения по стратегии интернет-продукта показана в подборке вопросов и ответов.
Что такое стратегия интернет-продукта?
Стратегия интернет-продукта — это описание целей интернет-продукта, сроков, в которые необходимо достичь эти цели, и принципиального подхода к достижению этих целей.
Что такое интернет-продукт?
Интернет-продукт — это отдельный веб-сайт, который решает некоторые задачи пользователей Интернета. Интернет-продуктом может также считаться отдельный сервис внутри некоторого веб-сайта или группа веб-сайтов, реализованных на разных платформах — границу интернет-продукта определяет непосредственно его владелец, руководствуясь своим личным мнением.
Зачем нужна стратегия интернет-продукта?
Стратегия интернет-продукта позволяет развивать продукт максимально эффективно относительно сформулированных целей. Стратегия задает шкалу измерения эффективности интернет-продукта, а также целевое значение на этой шкале — это дает возможность развивать интернет-продукт только в направлении, максимально приближающем его к цели. Например, если в данный конкретный момент у руководства интернет-продукта есть выбор из нескольких возможных действий над ним, то стратегия позволит приоритезировать эти действия по степени вклада в достижение целей интернет-продукта.
Что будет, если развивать интернет-продукт без стратегии?
В отсутствие стратегии развитие интернет-продукта происходит либо на основании личного мнения владельца интернет-продукта, либо на основании компромисса между мнениями членов команды, участвующей в развитии интернет-продукта. В обоих случаях выбор путей развития производится субъективно (в основном под влиянием текущего состояния интернет-продукта и текущего воздействия внешних факторов), а оценка эффективности выбранного пути развития зачастую не производится вовсе. В результате развитие интернет-продукта может происходить по сценарию, далекому от оптимального. При этом надо признать, что возможность эффективного развития интернет-продукта без стратегии существует и зависит от таланта и интуиции менеджера продукта.
Кому нужна стратегия интернет-продукта?
Стратегия интернет-продукта нужна прежде всего владельцу интернет-продукта, поскольку она позволяет сделать интернет-продукт более эффективным с точки зрения решения бизнес-задач, а само развитие интернет-продукта более прозрачным и осмысленным. С другой стороны стратегия интернет-продукта нужна менеджеру продукта и всем руководителям подразделений, участвующих в реализации стратегии, поскольку позволяет им предлагать к реализации наиболее эффективные идеи, а также оценивать результат работы своего подразделения.
Как стратегия интернет-продукта будет использоваться для развития интернет-продукта?
После разработки стратегии необходимо сформировать набор инициатив по развитию интернет-продукта в соответствии со сформированной стратегией. Каждая предложенная инициатива или набор инициатив далее оценивается на предмет достижения целей, обозначенных в стратегии. То есть стратегия выступает своего рода шкалой, по которой измеряются предлагаемые инициативы. Инициативы, позволяющие достичь стратегических целей с наименьшим расходом ресурсов, попадают в план реализации стратегии.
Когда нужно создавать стратегию интернет-продукта?
Стратегия определяет цель существования интернет-продукта, поэтому создавать ее лучше всего перед созданием самого интернет-продукта. Стратегию также имеет смысл создавать в любой момент жизни интернет-продукта, если она не была создана ранее.
Как понять, что созданная стратегия интернет-продукта хорошая?
Понятия «хорошая» или «плохая» плохо применимы к стратегии интернет-продукта, поскольку ее основой являются цели, которые задает владелец интернет-продукта, исходя из своих личных взглядов на ведение бизнеса. Однако, для того чтобы сформированная стратегия могла быть успешно реализована, необходимо, чтобы она удовлетворяла критериям качества стратегии. Можно считать стратегию интернет-продукта хорошей, если она удовлетворяет всем критериям качества.
Нужно ли создавать стратегию интернет-продукта, когда на рынке кризис, неопределенность и борьба за выживание?
Стратегия — это инструмент долгосрочного планирования. Она нужна для эффективного развития продукта на несколько лет вперед. Во время кризиса же более важными являются решения, позволяющие решать оперативные задачи (сокращение издержек, изменение ценовой политики и т. д.) Однако, поскольку оперативные и стратегические решения относятся к разным временным отрезкам жизни продукта, никакого противоречия между ними нет. Можно одновременно улучшать показатели интернет-продукта за счет оперативных решений и при этом реализовывать стратегические решения, которые будут иметь влияние на продукт в долгосрочной перспективе. Таким образом, даже во время кризиса имеет смысл формировать стратегию интернет-продукта.