В конце 00-х нашел даты, которые показывают развитие маркетинга в мире и России. Нашел несколько интересных фактов, для сайта «Профессиональный маркетинг», который тогда вел и сделал небольшой такой перерыв – лет на пять. И что меня больше всего поразило. За это время ни одному студенту — маркетологу не захотелось развить идею. Не поленился – посмотрел пять страниц ссылок в Яндексе. Ни одного похожего списка не появилось, если не считать копирования моего текста.
Так что пришлось продолжить написание истории маркетинга. Список интересных дат в истории маркетинга переработан и дополнен – пользуйтесь.
Более того, сейчас на сайте есть рубрика «история маркетинга«, в которую добавляются статьи с историей развития отдельных концепций и методов. Надеюсь, она будет полезной.
Основные даты в истории маркетинга
1901 – В США опубликован первый отчет, который можно считать маркетинговым исследованием – Отчет Промышленной комиссии по продажам сельскохозяйственной продукции. [GovernmentPrinting Office (1901) Report of the Industrial Commission on the Distributionof Farm Products, (VI). Washington, DC: Government Printing Office.], в котором был проведен анализ рынка.
1902 – Прочитаны первые курсы маркетинга в университетах США. (Эдвард Джонс[Edward Jones] – Мичиганский университет, Саймон Литман [Simon Litman] –Университет Беркли в Калифорнии, Джордж М. Фиск [George M. Fisk] – УниверситетИллинойса.)
1902 – Опубликована первая работа посвященная рекламе Уолтера Дил Скотта — профессора психологии Северо-Западного университета в Чикаго – У.Скотт «Теория и практика рекламы».
1906 – первая социальная реклама. Общественная организация «Американская гражданская ассоциация» призвала защитить Ниагарский водопад от вреда, наносимого энергетическими компаниями.
1908 – создана первая коммерческая маркетинговая организация.
1909 – начало выпуска первого массового автомобиля – Форд-Т.
1909 – Висконсинский университет. Р. Бартел читает курс «Методы маркетинга». Начинается разработка теории маркетинга.
1910 — 1915 – Первое упоминание функций маркетинга в работах по научному менеджменту Taylor (1911) Gilbreth (1911), Arch Shaw’s (1912).
1911 – В Англии основана Ассоциация менеджеров по продажам [Sales Managers’ Association], этот год считается основанием The Chartered Institute of Marketing
1911 г.– создан первый самостоятельный отдел маркетинговых исследований в Curtis Publishing Company.
1920 г.– Н. Кондратьевым основан Конъюнктурный институт в Москве. (Работа Большие циклы конъюнктуры была опубликована Николаем Дмитриевичем Кондратьевым в 1925 году.)
1921 – Первое издание монографии, где в заголовке использовался термин«маркетинг» – «Принципы маркетинга» [Ivey, Paul Wesley — Principles ofMarketing 1921].
1924 – Одна из первых книг по мерчандайзингу – «Принципы мерчандайзинга» [Melvin T Copeland «Рrinciples of merchandising»].
1926 – в США создана Национальная ассоциация маркетинга и рекламы. На ее основесформировано Американское общество маркетинга, (переименовано в 1937 г. в Американскую маркетинговую ассоциацию – АМА)
1931 – Появление концепции бренд — менеджмента. Нейл МакЭлдой (Neil MacElroy) –руководитель департамента по продвижению товаров в компании Procter&Gambleорганизовал маркетинговый департамент по принципу раздельного управления каждой маркой.
1934 начала свою деятельность ACNielsen (сегодня входит в состав VNU,Inc.) — мировой лидер в индустрии маркетинговых исследований.
1934 — 1936 – Издание первых журналов по маркетингу. 1934 – American Marketing Journal 1935 – National Marketing Review. 1936 – Journal of Marketing.
1940 – Первое систематизирование изложение маркетингового подхода к управлению предприятием. [Marketing. Alexander, Surface, Elder and Alderson].
1950 – одна из первых теоретических работ в области маркетинга Кокс и Андерсон – «Теория маркетинга». [Cox and Alderson’s Theory in Marketing].
1957 – Публикация работы Wroe Alderson’s Marketing Behavior and Executive Action.
1960 – Кейт (Keith) говорит об ориентации на покупателя и провозглашает маркетинговую эру, говоря о «маркетинговой концепции».
1965 – Нэйл Борден использует термин marketing-mix, обозначающий совокупность видов деятельности, которую, как он считал, маркетологи могут использовать для влияния на решения о покупках, принимаемые потребителями.. [Borden, N. «The concept of the marketing mix» in Schwartz, G. (ed), Science in Marketing, John Wiley, New York, 1965, pp 386-397.]
В 1987 году в составе Всесоюзного объединения «Союзпатент» Торгово-промышленной палаты (ТПП) СССР создается консультационный центр, оказывающий советским предприятиям квалифицированные маркетинговые услуги.
Продолжение следует.
PS. Если у вас есть интересные факты – присылайте.