В начале 60-х годов 20 века Малецке анализирует существующие модели коммуникаций и исследует процесс массовой коммуникации. Итогом исследования стала книга «Psychologie der Massenkommunikation» [«Психология массовой коммуникации»], изданная в 1963 году. В книге Малецке описывает модель, основанную на идее социальной коммуникации, определяемой рядом определяющих характеристик.
Модель коммуникации Малецке
Немецкий исследователь Малецке предложил принципиально иную «Схему полей массовой коммуникации», в которой попытался свести воедино многие социально-психологические факторы, оказывающие влияние на коммуникативный процесс.
В основу модели он положил — традиционные элементы: коммуникатор (источник), сообщение, посредник и получатель. Однако он предположил, что некоторые переменные, которые он ввел в модель, оказывают значительное влияние на процесс коммуникации.
- К — коммуникатор (кто сообщает?)
- С — сообщение (что сообщает?)
- Средство распространения (с помощью какого средства сообщает?)
- Р — реципиент (кому сообщает?)
Эта модель дополнительно содержит следующие переменные:
- «давление», или «принуждение» посредника,
- Образы реципиента и коммуникатора в оценке друг друга.
- эффект или приобретение нового социального опыта, содержащегося в сообщении и направленного на получателя,
- селекция содержания сообщения, осуществляемая получателем.
Как отмечает в своей работе Я. Жукова и Р. Ширков: «В модели Малецке большое значение придается принципу детерминизма: уникальное сочетание факторов, сложившееся в данный момент в звене коммуникатора, порождает четко (ими) заданное коммуникативное поведение, которое накладывается на ситуацию в звене получателя и влечет закономерные, предсказуемые последствия».
Г. Малецке был первым, кто ввел в обычную схему коммуникации такие элементы, как «давление» и «принуждение», поставив на первое место средство распространения информации и характер взаимодействия 4 элементов модели.
Можно сказать, что эта модель фактически подводит итог многолетним социально-психологическим исследованиям в области массовой коммуникации. Ее главным качеством, которое и определяет ее ценность, является предсказуемость всего процесса коммуникации. Это позволяет прогнозировать исход коммуникативной ситуации и управлять ею.
Герхард Малецке
Родился в Щецине, Польша, изучал психологию, немецкую филологию и философию в Гамбургском университете. Член Ученого совета Ганс-Бредовского института Гамбург (1952-1964). Сотрудник Митарбейтер-ам-германского института в Берлине (1964-1969). Директор медиа-исследовательского проекта в Азии и Информационный центр Сингапура. Он разработал многочисленные учебные занятия в странах третьего мира. В 1983 году он был назначен почетным профессором Университета Хоэнхайма .
Другие модели массовой коммуникации
- Модель Лассуэла;
- Модель Шеннона-Уивера;
- Модель Шрамма;
- Модель Гербнера;
- Модель Ньюкомба;
- Модель Уэстли и Маклина;
- Модель Берло;
- Модель ДеФлера.