Коммуникация сложный процесс, который изучается различными научными направлениями. В настоящее время формируется новая отрасль научного знания – Теория коммуникации. Маркетологам необходимо иметь представление о моделях коммуникации, поскольку планирование маркетинговых коммуникаций включает постановку целей и анализ. В зависимости от точки зрения, возможно выделение для детального анализа различных элементов процесса коммуникации.
Выделяя цель коммуникации, и рассматривая различные характеристики, присущие элементам системы коммуникации возможно построение схемы анализа системы с целью максимально эффективного достижения поставленной цели. Для анализа коммуникации как системы используются модели коммуникации, предложенные авторами в различное время.
Базовые модели массовой коммуникации
В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятельности, в которой в той или иной степени не использовались бы методы моделирования.
Моделирование может быть определено как представление объекта моделью, которая подобна структуре данного объекта. В процессе изучения модель выступает в роли относительно самостоятельного квазиобъекта, позволяющего получить при исследовании некоторые знания о самом объекте.
В рамках изучения коммуникации возможно построение разного рода моделей, которые соответствуют поставленным перед исследователем или практиком задачам. Процессы коммуникации являются ключевыми в человеческой цивилизации, что обуславливает множественность возможных моделей коммуникации.
Модели коммуникации, о которых вы можете прочитать на сайте «маркетинг для практиков»:
- Модель Лассуэла;
- Модель Шеннона-Уивера;
- Модель Шрамма;
- Модель Гербнера;
- Модель Ньюкомба;
- Модель Уэстли и Маклина;
- Модель Берло;
- Модель ДеФлера;
- Модель Малецке.
В некоторых из статей даны ссылки на первоисточники.
Большинство базовых моделей коммуникации связаны с исследованием массовых коммуникаций, поскольку, как сказано в работе «Коммуникативные компании» «В определенных случаях кампании (имеются в виду пропагандистские кампании), создают идеальные ситуации для изучения человеческого поведения при коммуникации и для развития теории коммуникации». [Эверетт M. Роджерс Дж. Коммуникационные кампании.]
В своей работе «Общая теория социальной коммуникации» А. Соколов исходит из того, что механистические модели коммуникации представляют собой частный случай процесса коммуникации. Он говорит: «Руководствоваться технической трактовкой социальной коммуникации в метатеоретических построениях нельзя, потому что она относится к частному случаю коммуникативной деятельности». [Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации // СПб. Изд-во Михайлова, 2002] Тем не менее, большинство авторов, например, Панфилова, Почепцов и другие используют их при моделировании процесса коммуникации.
Г. Почепцов в своей книге “Теория и практика коммуникации” [Почепцов Г. Теория коммуникации. // Москва: «Рефл-бук», 2001] представляет обзор 30 теорий и моделей коммуникаций, которые являются результатами исследований различных аспектов этого явления: от лингвистической и театральной до разведывательной и конфликтологической.
В статьях показано развитие классических моделей массовой коммуникации, оказавших наибольшее влияние на развитие теории коммуникации.
Модели коммуникации, отражают лишь наиболее характерные черты реального процесса коммуникации, и отражают лишь наиболее существенные ее элементы. В то же время, эта упрощенность, отражает те цели, которые ставил перед собой исследователь, создавая ту или иную модель. Каждая модель отражает то состояние теории коммуникации как науки, которое существовало на момент создания модели. Поэтому, рассматривая развитие моделей по мере их создании и опубликования, можно проследить взгляды ученых на процесс коммуникации, а так же наиболее актуальные проблемы, теории коммуникации, которые привлекали их внимание в этот период.
Модель Лассуэла
Модель Лассуэла является первой в ряду других моделей коммуникации. В ней отражается интерес исследователей, в первую очередь, к результату коммуникации. Как сообщение, передаваемое коммуникатором, влияет на реципиента. Естественно, в этом случае коммуникация рассматривается как односторонний процесс. Модель не учитывает ни внешнюю среду, ни внутренние установки коммуникантов. Основное внимание исследователя сосредоточено на эффекте коммуникации: сообщение -> результат.
Развивая и уточняя модель Г. Лассуэла, Р. Брэддок ввел в модель элементы, которые являются существенными, а именно: цель, которую преследует коммуникатор и влияющие на процесс убеждения факторы. В то же время основное внимание так же осталось на процессе убеждения, а процесс коммуникации, рассматривался, как односторонний процесс: цель -> результат.
Модель Шеннона — Уивера
Модель К. Шеннона, являлась иллюстрацией процесса коммуникации к его математической модели коммуникации. Свое внимание он сосредоточил на правильности передачи данных через канал связи, на который воздействуют искажающие первичное сообщение помехи. Достоинством его модели, явилось то, что он ввел в нее понятия, которые сделали ее наиболее универсальной, из простых моделей. Кроме того, он показал необходимость принимать во внимание процессы кодирования и декодирования сообщения, которые так же влияют на правильность принятия сообщения. Тем не менее, и в этой модели, процесс коммуникации рассматривается как однонаправленный. Основное внимание в модели сосредоточено на соответствии переданного и принятого сообщения: переданное сообщение -> принятое сообщение.
Модель Шрамма
Модель В. Шрамма, в отличие от существовавших до него моделей, сконцентрировал внимание на установлении взаимоотношения между коммуникантами. Кроме того, он первым включил в свою модель опыт, который имеют коммуниканты и который влияет на результаты процесса коммуникации. Логичным развитием модели, стал переход к модели коммуникации, как циркулярному процессу. В отличие от всех предыдущих моделей, Шрамм и Осгуд обратили внимание в своей модели на то, что коммуникация является циркулярным процессом, а внимание было сосредоточено на взаимодействии двух субъектов коммуникации: коммуникатор -> реципиент.
Модель Гербнера
В модели Г. Гербнера внимание сосредоточено на том, каким образом информация о событии преобразуется в сообщение. Эта модель, прежде всего, рассматривает событие, как информацию, представляющую интерес для субъекта, который ее воспринимает, В то же время, в этой модели использованы подходы Шрамма, рассматривающие процесс кодирования информации, как важный этап процесса коммуникации. В отличие от предыдущих моделей, он не уделяет достаточного внимания декодированию сообщения, ограничиваясь его созданием. Таким образом, акценты модели можно выразить в паре: событие -> сообщение.
Модель Ньюкомба
Модель Т. Ньюкомба относят к социально-психологическим моделям и внимание в ней сосредоточено на взаимодействии коммуникантов в зависимости от отношения каждого из них к какому-то объекту (или событию). Она представляет интерес, поскольку, с одной стороны, является одной из первых моделей, в которой коммуникация рассмотрена под данным углом зрения, с другой, поскольку предлагает рассматривать процесс коммуникации с учетом не только информационных, но и психологических аспектов: (психологические аспекты) коммуникатор -> реципиент (психологические аспекты).
Модель Уэстли — Маклейн
Модель Уэстли и Маклейн, обобщила практически все основные модели, которые были предложены исследователями к моменту ее создания. Прежде всего, ее отличает принятие модели Ньюкомба, как модели взаимоотношения двух субъектов по отношению к внешнему объекту. В модели видно и влияние модели Гербнера в отношении формирования сообщения на основании восприятии события. Наконец, в модели учитывается цикличность взаимодействия между коммуникантами. В отличие от предыдущих моделей, она рассматривает в качестве реципиента аудиторию, и, соответственно, может представлять коммуникацию любого уровня. Таким образом, модель Уэстли и Маклейн, можно рассматривать, как универсальную модель коммуникации, акцентирующую внимание на паре: событие -> аудитория.
Модель Д. Берло
Модель Д. Берло акцентирует внимание на деталях системы коммуникация, рассматривая различные характеристики коммуникантов, сообщения и канала коммуникации. Таким образом, достоинством этой модели, можно назвать то, что она показывает то, что любую из подсистем коммуникации можно рассматривать с какой угодно степенью детализации, а суть модели, представить парой: элемент коммуникации à характеристики элемента.
Модель ДеФлера
Учитывая накопленный опыт, ДеФлер, предложил в своей модели уточнить модель Шеннона-Уивера, введя в нее канал обратной связи, идентичный прямому. Таким образом, он совместил в своей модели Шеннона-Уивера и Шрамма-Осгуда. Свое внимание он уделил, в первую очередь на согласовании одинакового восприятия информации, переданной с помощью сообщений между коммуникантами. При этом суть модели соответствует модели Шеннона, но несколько видоизмененной, а именно – правильность восприятия не сообщения, а информации, передаваемой с помощью этого сообщения: (информация) коммуникатор -> реципиент (информация).
Модель Малецке
Модель Малецке, фактически обобщает накопленный опыт и предлагает системную модель коммуникации, в области массовой коммуникации. Если взглянуть на модель, которую предлагает Малецке, то, очевидно, что процесс коммуникации рассматривается с точки зрения взаимодействия систем коммуникатора и реципиента. При этом, в рамки той или иной системы, могут быть включены любые элементы, которые исследователь сочтен необходимым рассмотреть в рамках анализа коммуникации. Таким образом, данную модель можно отразить в паре: система коммуникатор -> система реципиент.
Модели коммуникации: автор и год создания
Рассматривая годы создания моделей коммуникации, можно сказать, что основной период созданию моделей пришелся на пятидесятые годы прошлого века, как наиболее активный начальный период развития теории коммуникации.
В последующие годы модели коммуникации продолжали создаваться, различными авторами, например, системная модель коммуникации (1972 г.) голографическая модель Броуна (1987 г.), фрактальная модель коммуникации и другие, ссылки на которые встречаются в литературе. Это говорит об актуальности данного метода для изучения процесса коммуникации.