Начинающий предприниматель с момента появления идеи бизнеса и решения организовать свой бизнес сталкивается с множеством вопросов. Ответы на эти вопросы, можно получить разными способами. Можно читать статьи и книги, смотреть учебное видео или участвовать в вебинарах. В конце концов, можно задать вопрос в группе и получить ответы от тех, кто уже имеет какой-то опыт. Но, в самом начале пути, начинающему предпринимателю сложно определиться с приоритетами. Поскольку он еще не представляет, какие знания в первую очередь ему помогут при организации бизнеса.
Предлагаю список из пяти моделей*/тем, в которых стоит разобраться, если вы решили стать предпринимателем и открыть свой бизнес.
Модель — упрощенное представление реальности в какой-либо форме, предназначенное для представления определённых аспектов этой реальности и позволяющее получить ответы на изучаемые вопросы.
Пять моделей, в которых стоит разобраться предпринимателю
Бизнес-идея и 4Р
Бизнес-идея и концепция 4Р настолько тесно взаимосвязаны, что можно считать их одной моделью.
Модель бизнес-идеи полезна тем, что вы можете в начале бизнеса заложить логику развития маркетинга на предприятии и при необходимости, развернуть элементы бизнес-идеи с помощью элементов маркетинга (4P) до требуемого уровня.
Вопросы, на которые отвечает бизнес-идея и элементы маркетинга (marketing-mix) им соответствующие.
Что? – Продукт (Product)
- Кому? – Потребитель
- Как?
- По какой цене? (Price)
- Где будет продаваться? (Place)
- Каким образом о предложении узнают? (Promotion)
- Имидж? – Как вы хотите, чтобы потребитель воспринимал ваш продукт и компанию?
Если вы предприниматель или планируете им стать — попробуйте описать ваш будущий бизнес по предложенной схеме.
В каких случаях полученные знания могут быть использованы:
- Описание своего бизнеса при подготовке «Элеватор питч», презентации для партнеров и инвесторов, подготовке плана действий при организации бизнеса.
Что дает использование?
- Способность сформулировать понимание своего бизнеса. Можно считать это минимально необходимым «Чек-листом» ответы, на вопросы которого позволяют оценить насколько вы понимаете свой бизнес и можете сформулировать решения по основным задачам его развития.
О бизнес-идее на сайте «Маркетинг для практиков»
Бизнес-идея — запись занятия видео-курса «Маркетинг для начинающих«.
Как превратить идею в стартап — статья.
Концепция традиционного маркетинга — кратко о 4P
Сегментация и целевые аудитории
Без понимания своего потребителя предпринимателю не обойтись. Деньги вам несет именно клиент, а значит, чем лучше вы его будете понимать, тем лучше ваше предложение будет соответствовать его потребностям. Нельзя быть лучше всех, придется выбирать: Или вы делаете ваш продукт для многих, но при этом он не будет «лучшим», а зачастую должен быть дешевле. Или ваш продукт будет иметь особенности, которые важны только для части ваших покупателей, но при этом они будут готовы заплатить более высокую цену.
В этом заключается идея сегментации – предложить решение, наиболее подходящее вашим клиентам. Умение выделять эти группы, т.е. проводить сегментацию и оценивать сегменты, просто необходимо.
В каких случаях полученные знания могут быть использованы:
- Определение и оценка сегментов приоритетных для работы.
- Разработка новых (или адаптация существующих) продуктов для сегментов, где конкуренция меньше или имеются неудовлетворенные потребности.
Что дает использование?
- Сокращение расходов на продвижение в сегменте.
- Уменьшение затрат времени на работу с непрофильными клиентами, которым не подходит ваш продукт.
- Возможность найти пути для разработки новых (адаптацию существующих) продуктов.
После проведения сегментации встает вопрос, как «достучаться» до своего клиента. Для того, чтобы ваши сообщения попадали в цель, вам нужно понять особенности ваших существующих или будущих клиентов, а также тех, кто еще влияет на принятие решения. Необходимо уточнить характеристики этих потребителей, чтобы наилучшим образом донести до них информацию о компании и о продукте. И в этом случае вам необходимо понимание целевой аудитории. Как определить, кто в нее входит и ее основные характеристики.
В каких случаях полученные знания могут быть использованы:
- Описание целевых аудиторий для рекламы.
- Подготовка предложений с учетом особенностей ваших целевых аудиторий.
- Проведение таргетированных рекламных кампаний.
Что дает использование?
- Умение выделить основные характеристики ваших потребителей.
- Повышение эффективности рекламных кампаний — больше откликов за те же деньги.
- Вы сможете подобрать аргументацию, помогающую продажам.
- В конечном итоге – увеличение продаж.
Предприниматель, даже если он начинающий должен уметь сегментировать свой рынок и определять целевые аудитории чтобы сделать им предложение.
О сегментации на сайте «Маркетинг для практиков»
Сегментация — запись занятия видео-курса «Маркетинг для начинающих».
Целевая аудитория, целевой рынок, сегментация – разбираемся с понятиями
Формирование финансового результата по маржинальной прибыли
Прибыль является основным элементом предпринимательства. Без прибыли ваш бизнес не сможет существовать продолжительное время. Соответственно, предпринимателю просто необходимо разбираться в элементарных вопросах управленческого учета.
Как минимум, необходимо уметь рассчитывать финансовый результат, а для этого понимать, как формируется маржинальная прибыль и прибыль до налогообложения:
Более глубоко в управленческом учете вы разберетесь по мере развития вашего бизнеса, но минимальные знания необходимо иметь хотя бы для того, чтобы оценить перспективы вашего бизнеса и поставить цели по продажам.
В каких случаях полученные знания могут быть использованы:
- Построение финансовых планов.
- Постановка целей по продажам.
- Организация управленческого учета с начала деятельности.
Что дает использование?
- Возможность прогнозировать финансовый результат при различных сценариях.
- Оценку рисков при отклонении реальных продаж от запланированных.
- Понимание ситуации с вашими финансами.
Управленческий учет для начинающих
Финансовый учет — 10 шагов к порядку — видео.
Цикл управления и целеполагание
Если вы организуете бизнес, значит, вы рассчитываете получить результат. Для достижения этого результата придется пройти большой путь и научиться управлять своим бизнесом. Вы будете управлять, даже если будете работать в одиночку, а тем более, если вы планируете работать в команде.
Без знания основ управления вам не обойтись. И первое, с чем необходимо разобраться – цикл управления:
Предприниматель должен хотя бы в общих чертах понимать, как происходит управление, и какие решения ему придется принимать на каждом этапе.
Необходимо также научиться ставить цели. Если о достижении целей и мотивации говорится достаточно много, то о необходимости знать хотя бы принципы SMART для постановки целей и умении строить дерево целей, говорится не так часто, как хотелось бы. Но ведь чтобы достигнуть цели необходимо ее правильно поставить, не так ли?
В каких случаях полученные знания могут быть использованы:
- Организация деятельности.
- Постановка целей и задач
- Управление командой.
Что дает использование?
- Обоснованное целеполагание.
- Способность организовать работу.
- Снижение рисков неудачи.
Об управлении
В работе.
Конкурентный анализ и позиционирование
Чтобы быть успешным нужно быть лучше других. Сейчас сложно придумать что-то совершенно новое. А значит, ваше предложение предпочтут, если оно будет отличаться от предложения конкурентов в лучшую сторону. И лучше, если это не будет более низкая цена.
Следовательно, без умения сравнивать себя с конкурентами не обойтись. Но сравнение это еще не все. Главное, что придется сделать – найти, чем вы будете отличаться от конкурентов. То есть определить свое позиционирование. Сформулировать, как вы хотите, чтобы вас или ваш продукт воспринимали потребители, и чем это восприятие будет отличаться от восприятия конкурентов.
В каких случаях полученные знания могут быть использованы:
- Позиционирование вашего продукта или компании.
- Конкурентный анализ.
- Подготовка плана маркетинга.
Что дает использование?
- Понимание ваших преимуществ и недостатков.
- Предпочтение вашего продукта потребителями.
О позиционировании
Пример позиционирования в статье о стратегии развития интернет-магазинов.
Предпринимателю, в заключение
Предложенные пять моделей не исчерпывают те, вопросы. в которых придется разобраться предпринимателю. Но они закладывают хорошую базу, которую можно наращивать по мере необходимости, формируя навыки предпринимательства.
Успехов на нелегком пути предпринимательства!