Модели коммуникации: Модель Уэстли и Маклина

Брюс Уэстли - автор модели коммуникации

Брюс Уэстли

Концептуальная модель коммуникативных исследований Уэстли и Маклина была создана с целью упорядочивания существующих результатов исследований и упрощения их использования. В данной модели авторы попытались, каким образом с помощью коммуникации может быть удовлетворена потребность социального субъекта в ориентации относительно некоторого объекта в условиях различной информационной доступности последнего.

Данная модель описывает как межличностную, так и массовую коммуникацию и в ней раскрыта функциональная роль массмедиа в обеспечении потребности реципиента (аудитории) в информации.

Модель коммуникации Уэстли и Маклина

Малькольм С. МакЛин - автор модели коммуникации

Малькольм С. МакЛин

Главное достоинство модели — в выгодном сочетании широких возможностей описания наиболее сложных коммуникативных ситуаций и сохранение простоты и взаимосвязанности элементарной триады взаимоотношений двух субъектов по поводу внешнего объекта.

 

Модель была опубликована в статье A Conceptual Model For Communications Research

Модель коммуникации Уэстли и Маклейн

Модель коммуникации Уэстли и Маклейн

X — любой объект или событие социальной жизни, по поводу которого происходит процесс коммуникации с использованием средств массовой коммуникации.

А — источник, «пропагандист» определенных идей и позиций, целенаправленно стремящийся сообщить что-то публике относительно Х.

С — средства массовой информации или отдельные люди, относящиеся к ним. Подразумевается, что С служит агентом потребностей как А, так и В и приводит их в соответствие, замыкая А и В в свершившуюся коммуникативную ситуацию.

В — аудитория. Может представлять собой как отдельных индивидов, группы людей, так и целые социальные системы, обладающие потребностями в информации, ориентации в окружающем мире и т.п.

Х’ — выбор, сделанный коммуникатором (С) для доступа к каналу, а Х» — это сообщение, модифицированное средствами массовой коммуникации для передачи аудитории.

fBA — обратная связь от аудитории (В) к источнику информации и влияния (А), общий эффект, полученный от свершившегося коммуникативного воздействия. Например, голос избирателя, поданный за политическую партию или приобретение продукта покупателем.

fBC — обратная связь от аудитории (В) к организатору и посреднику информационного воздействия. Это может быть как непосредственный контакт — «письма в редакцию», телефонные звонки в студию и т.п., так и исследования аудитории.

fCA — обратная связь от коммуникатора к «пропагандисту», она может стимулировать, изменять или отклонять попытку целенаправленной коммуникации от А.

X3C и т.д. — наблюдения за событиями Х непосредственно коммуникативной организацией, например, свидетельский отчет репортера.

— наблюдения за событиями Х непосредственно аудиторией.

Большое положительное значение модели состоит в том, что она обращает внимание на некоторые существенные и характерные аспекты процесса массовой коммуникации. Прежде всего — это несколько стадий селекции сообщений — эксперты или лидеры мнений обращают внимание коммуникаторов на определенные события, журналисты выбирают из них что-то, по их мнению, более важное и публике достается уже прилично отсеянная информация, из которой она тоже произведет свой отбор.

Таким образом, модель Вестли и Маклина объясняет механизм как непосредственной, так и опосредованной коммуникации. Она описывает коммуникативное поведение одного человека (индивид, реагирующий на объекты окружающей среды), коммуникацию двух индивидов (А и В, ориентирующихся относительно О) и далее выходит на уровень массовой коммуникации. Кроме того, она предусматривает возможность наличия обратной связи между субъектами коммуникативного взаимодействия — обратной связи от В к А (дуга FHi), от В к С (дуга F^) и от С к А (дуга F^).

WESTLEY MacLEAN model

Рисунок модели из статьи A Conceptual Model For Communications Research
BY BRUCE H. WESTLEY AND MALCOLM MacLEAN JR

Модель подразумевает саморегулирующий характер системы, являющийся результатом предполагаемого разнообразия С-ролей. Конкуренция источников информации должна обеспечивать удовлетворение аудитории в релевантных сообщениях.

Несмотря на всю практическую и теоретическую ценность упомянутой модели, остаются также и некоторые проблемы. Прежде всего, с момента своего появления она подразумевала, что система взаимоотношений будет саморегулирующейся и взаимовыгодной для всех ее участников, сбалансирует интересы и коммуникатора и реципиента, даст им свободу действий. В действительности же, взаимоотношения трех главных участников редко бывают сбалансированы и проявляются не только на уровне коммуникации.

Второй важный недостаток состоит в том, что модель преувеличенно подчеркивает степень интеграции процесса массовой коммуникации. На самом деле, каждый участник может преследовать цели, которые очень мало соотносятся с целями других участников.

В-третьих, модель подразумевает обязательную независимость коммуникатора от общества.

 

Другие модели массовой коммуникации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *