Статья Владимира Головизнина, предложившего взглянуть на юнит-экономику с позиций известных экономических моделей, вызвала интерес у читателей. В ходе моей с Владимиром дискуссии, стало очевидно, что некоторые термины и сокращения, используемые в расширенных моделях юнит-экономики хорошо бы уточнить. Во-первых, должна быть преемственность с существующими терминами, управленческого учета, во вторых, расширенная терминология должна позволить развивать идею юнит-экономки в различных изменениях.
Цель обсуждения была направлена на то, чтобы найти наиболее удобный и максимально близкий к общепринятой экономической терминологии вариант терминов и сокращений юнит-экономики в рамках модели маржинального анализа.
Подходы и логика расширенных терминов юнит-экономики, показанная в статье, как представляется, поможет в развитии ее идей и более тесной ее связи с традиционным управленческим учетом.
Юнит – товар или любая единица группировки?
Как было показано в предыдущей статье (Юнит-экономика или маржинальный анализ? Приглашение к дискуссии.), Юнитом мы можем считать любой признак (вариант) группировки реализованных за период продуктов. Юнитом может быть как единица продукции, так и единица клиента (покупателя). Но почему бы не использовать и другие единицы изменения, например единицу заказа. Вводя понятие единицы группировки, мы снимаем ограничения на их использование, при дальнейшем развитии.
Таким образом, имеется возможность для оценки перспектив бизнеса использовать наиболее удобную группировку, как по продукту, что характерно для традиционного управленческого учета, так и по клиентам, что отражает подход юнит-экономики. А при необходимости, и другие группировки.
Единицы юнит экономики
- Up – Unit of Product / Единица продукта
- Uc – Unit of Client / Единица клиента
- Uo – Unit of Order / Единица заказа
Для уточнения единицы юнит экономики в расчетных формулах используется строчная буква, соответствующая единице группировки
- р –Product / продукт
- c –Client / клиент
- o –Order / заказа
Это позволит использовать термины и сокращения маржинального анализа в юнит-экономике с необходимыми уточнениями.
Примеры использования
В качестве примера можно привести сокращения для термина «маржинальная прибыль»:
- CM — Contribution margin / Маржинальная прибыль
- CMp — Contribution margin per unit of product / Маржинальная прибыль на единицу продукта
- CMc — Contribution margin per unit of client / Маржинальная прибыль на единицу клиента
- CMo — Contribution margin per unit of order / Маржинальная прибыль на единицу заказа
Как видите, сохраняются известные обозначения и в то же время, логично расширяется сфера использования.
Расширенная таблица терминов и сокращений для Юнит-Экономики
В таблице предлагается расширенный набор сокращений для юнит-экономики. Автор Владимир Головизнин. Разработана для целей калькулятора Юнит-Экономики Формула Прибыли 5.0. Уточнена в ходе дискуссии о принципах развития терминологии.
Сокращение | Английский | Русский |
Profit | Profit | Прибыль |
OP | Operating Profit | Операционная прибыль (за период) |
Up | Unit of Product | Единица продукта |
Uc | Unit of Client | Единица клиента |
Nc | Number of clients | Количество клиентов |
Npc | Number of product units sold per client | Количество продуктов проданных одному клиенту |
Q | Number of product units sold | Всего количество проданных продуктов (за период) |
P | Sales Price per unit of product | Цена единицы продукта |
R | Revenue | Всего доход от продажи продуктов за период |
Rp | Revenue per unit of product | Всего доход от продажи единицы продукта (= SPUP) |
Rc | Revenue per unit of client | Всего доход от продажи одному клиенту |
TC | Total costs | Всего затрат (за период) |
FC | Fixed costs | Постоянные затраты (затраты периода) |
VC | Variable Costs | Переменные затраты (затраты на продукт) |
FCp | Fixed costs per unit of product | Всего постоянных затрат на единицу продукта |
VCp | Variable costs per unit of product | Всего переменных затрат на единицу продукта |
PVCp | Production variable costs per unit of product | Переменные затраты на единицу продукта (производство или закупка) |
CVCp | Client variable costs per unit of product | Переменные затраты на единицу продукта (привлечение клиента) |
FCс | Fixed costs per unit of client | Всего постоянных затрат на единицу клиента |
VCc | Variable costs per unit of client | Всего переменных затрат на единицу клиента |
PVCc | Product variable costs per unit of client | Переменные затраты на единицу клиента (производство или закупка) |
CVCc | Client variable costs per unit of client | Переменные затраты на единицу клиента (привлечение клиента) |
LTV | Lifetime Value | Стоимость клиента за жизненный цикл клиента |
CAC | Cost of acquisition per client | Стоимость привлечения клиента |
CM | Contribution margin | Маржинальная прибыль |
CMp | Contribution margin per unit of product | Маржинальная прибыль на единицу продукта |
CMc | Contribution margin per unit of client | Маржинальная прибыль на единицу клиента |
CMo | Contribution margin per unit of order | Маржинальная прибыль на единицу заказа |
BEPp | Break-even point per product | Точка безубыточности по продукту |
BEPo | Break-even point per order | Точка безубыточности по заказам |
BEPc | Break-even point per client | Точка безубыточности по клиентам |
Источник https://vk.com/@pcalc-sravnivaem-podhody-k-unit-ekonomike-terminy-i-sokrascheniya
Проверяйте и если вы найдете неточность или у вас будет более удобный вариант — пишите в комментариях.