Методы маркетинговых исследований — кратко

Маркетинговые исследованияМаркетинговые исследования — это сбор, классификация и анализ информации о ситуации на рынке: ценах, конкурентах, пользователях и других.

Рассмотрим кратко основные виды маркетинговых исследований

Кабинетное исследование

Получение информации из источников, доступных в электронном или бумажном виде. Как правило, кабинетное исследование связано с обработкой вторичной информации, а так же информации из баз данных или документов бухгалтерского, или управленческого учета.

Применение: анализ и систематизация имеющихся данных;

Цель: оценка деятельности компании, ситуации на рынке;

Достоинства: экономия времени и денег;

Недостатки: Имеющаяся информация, как правило, не полностью соответствует задачам исследования. Не является целиком достоверной.

Фокус – группа

Интервью, проводимое обученным модератором (ведущим) с небольшой группой респондентов в неструктурированной и естественной манере.

Применение: получение информации для предварительного понимания проблемы. (мотивы поведения, модели выбора, оценка концепции … )

Цель: получение представления о вопросах, интересующих исследователя, путем прослушивания (беседы) с группой респондентов отобранных на целевом рынке.

Достоинства: углубленные результаты, полученные в ходе беседы.

Недостатки: необходимость профессионального модератора со знанием психологических методов. Результаты могут рассматриваться только как предварительные.

Углубленное (глубинное) интервью

Неструктурированное, прямое, личное интервью, в ходе которого отдельный респондент отвечает на вопросы высококвалифицированного интервьюера.

Применение: интервью со специалистами (профессионалами) рынка В2В, глубокое понимание поведения и мотивов потребителя, неудобные темы не позволяющие организовать подобные обсуждения на фокус-группе.

В настоящее время часто применяется для исследование потребностей клиента в рамках CustDev (Customer Development).

Цель: для того, чтобы выявить скрытые мотивы, убеждения и ощущения, касающиеся данной темы.

Достоинства: Получение детальной информации по интересующему вопросу.

Недостатки: интервьюер должен обладать высоким профессионализмом и знанием исследуемой области. Высокая длительность интервью (от 30 мин до 3 час). – высокая стоимость.

Проективные методы

Неструктурированная и непрямая форма задания вопросов, которая поощряет респондентов проектировать свои скрытые мотивы, убеждения или чувства об интересующих вопросах.

Применение: Помогают понять глубинные особенности восприятия целевой аудиторией окружающей действительности. Информации, полученной только с помощью прямого опроса, часто недостаточно для построения эффективной стратегии продвижения какого-либо товара в высококонкурентной среде. Особенно это относится к сложным товарам, отношение к которым зависит от комплекса факторов, связанных с мироощущением потенциальных потребителей.

Цель: получение информации в случаях, когда респондент не может или не хочет прямо ответить на вопрос (в том числе интимные).

Достоинства: возможность получения информации скрытой в подсознании.

Недостатки: сложность.

Основная область применения проективных методов — психология.

Ассоциативные методы

  • Словесная ассоциация — применяются при тестировании названий, выявлении отношения респондентов к определенной марке, группе товаров,
    рекламе и т. д.
  • Персонификация – вербальная или невербальная (с использованием портретов) – используется для выяснения типажа постоянного потребителя исследуемой марки (при подборе актеров для рекламы), а также для выяснения особенностей имиджа марки или продукта, сложившегося в глазах потребителей;
  • Картинки и слова – методика с применением визуальных или словесных стимулов – используются как при тестировании названия, так и для выяснения имиджа марки, продукта или категории продукта.

Методы завершения

  • Незаконченные предложения: например, респонденту предлагается самому дописать предложение или выбрать из нескольких предложенных вариантов. Удачные формулировкимогут послужить материалом для рекламных текстов;
  • Незавершенные рисунки: например, для выяснения представления респондентов о портрете потребителя исследуемого продукта их просят дорисовать определенные детали на портрете человека, что позволяет точнее подбирать актеров и фотомодели для рекламных материалов;
  • Брэнд мэппинг (Brand mapping) – при использовании этой методики респондентов просят сгруппировать марки по какому-либо признаку или расположить их на системе координат. Данная методика помогает найти место на рынке, которое может занять новая марка (уточнить позиционирование продукта), и точнее сфокусировать направленность рекламы.

Конструирующие методы

  • Метод построения – сочинение рассказа, диалога или описания. Респондентам показывают картинки, на которых изображена какая-либо ситуация (например, ситуация покупки), и просят рассказать о том, что думают и чувствуют герои этой картинки, а также что случилось с ними до и после изображенной на картинке ситуации;
  • Метод комикса – респондент сочиняет реплики за одного из персонажей отвечающему другому). Помогают респондентам в завуалированной форме объяснить свое поведение.
  • Метод коллажа – используется для оценки имиджа бренда или компании в ходе маркетингового исследования, при реализации которого участникам фокус-группы предлагается сделать коллаж из набора журналов, вырезая ножницами и рисуя ручками и маркерами, чтобы образно отобразить имидж определенной компании или бренда

Опрос и анкетирование

Опрос (Анкетирование) проводится в тех случаях, когда необходимо выяснить мнение большого количества людей по каким-либо вопросам в короткий срок.

Анкетирование — стандартизированная разновидность опроса. Роль опросника в данном случае играет анкета строго установленной формы.

Применение: получение стандартизованных данных по интересующим исследователя вопросам от респондентов.

Цель: получить структурированные данные, пригодные для дальнейшей статистической обработки.

Достоинства: относительная простота, упрощение обработки.

Недостатки: сниженная мотивация к ответу у респондентов, возможная потеря достоверности.

Формы опросов

  • Личное интервью — заполнение опросника интервьюером при личной встрече с респондентом в общественном месте.
  • Телефонный опрос — проведение опроса интервьюером с помощью телефонной связи.
  • Распространение опросников по почте (в том числе, e-mail) — опросные листы высылаются по почте либо распространяются по почтовым ящикам. (Практически не используется из-за малого отклика.)
  • Анкеты в СМИ — опросник печатается в газете и журнале. Практически не используется.
  • Очное заполнение анкеты — Опросник заполняется респондентом лично. Часто используется для получения информации от партнеров (посетителей) на корпоративных мероприятиях и выставках.
  • Опросы на дому — заполнение опросника интервьюером при личной встрече с респондентом по месту проживания. В основном используется на переписях населения. В бизнсе не используется.
  • Опросы онлайн — заполнение опросника в электронной форме респондентом.

Экспертный опрос

Разновидность опроса респондентов, являющихся экспертами в каком либо вопросе. Требует профессиональных знаний по теме опроса у интервьюера. Для проведения экспертного опроса разрабатывается детальный план предстоящего обсуждения, включающий в себя не только основные вопросы, но и специфические особенности, на которые необходимо обратить внимание интервьюеру  при проведении интервью. Экспертный опрос требует тщательной подготовки интервьюера. У потенциального респондента должно сложиться впечатление, что интервьюер разбирается в тематике их беседы.

Холл тест

Анкетирование группы респондентов по поводу уточнения их восприятия товара, услуги, названия, торговой марки, упаковки и пр.

Холл-тесты применяются в случае, когда необходимо с помощью существующих или потенциальных потребителей протестировать новый товар, его упаковку или название в ходе его разработки, сравнить различные варианты товара между собой или с конкурирующими товарами, протестировать рекламное обращение в ходе разработки рекламной кампании. Отличительной особенностью проведения холл-теста является непосредственный контакт респондента с тестируемым объектом (например, проба на вкус).

Наблюдение

Систематическая запись моделей поведения людей, объектов и событий.

Применение: для сбора информации об интересующем событии.

Цель: получение информации об интересующем явлении.

Достоинства: простота и гибкость.

Недостатки: отклонения из-за погрешностей в регистрации наблюдателем.

Формы наблюдений

  • Mystery Shoppers (Тайные покупатели) — методика выявления недостатков обслуживания и резервов развития предприятия. Когда качество работы сотрудников проверяется с помощью включенного наблюдения специально обученными «мнимыми» покупателями.
  • Механическая регистрация – фиксация события автоматическим устройством.
  • Панельные исследования – регистрация поведения путем регистрации событий специальной группой респондентов. (Например, панель домохозяйств.)

Маркетинговый эксперимент (пробный маркетинг)

Вид контролируемого эксперимента, который проводится на тщательно отобранной и неограниченной части всего рынка для уточнения перспектив продаж товара на целевом рынке

Применение: оценка перспектив товара, системы сбыта и продвижения.  Проверка комплекса марктеинга в полевых условиях до полномасштабного вывода на рынок данного товара.

Цель: получение информации об эффективности предлагаемого маркетингового решения.

  • проверка некоторых важнейших компонентов маркетинга (например, цен, форм сбыта и т. д), которые предполагается скорректировать перед полномасштабным выпуском товара на рынок;
  • изучение возможностей экстраполяции результатов пробного маркетинга на весь будущий рынок соответствующих товаров или услуг.

Достоинства: высокая достоверность. надежность получаемых данных, достоверность объема реализации, обоснование прогнозов будущих продаж при полноценном выводе товара на рынок.

Недостатки: Возможные высокие затраты. Раскрытие информации о планах конкурентам.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *