Мотивация достижения — одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудач.
История изучения мотивационной сферы
Еще первые философы пытались объяснить причину поведения человека с точки зрения потребностной теории мотивации. Факторами, которые определяют это поведение, они называли разум и волю.
В теории мотиваций обычно различают три концепции: физиологическую, психологическую и философскую. Основными спорными вопросами теории мотивации являлись:
— Противоречие между номотетическим и идеографическим подходами. Первый (номотетический) подход предполагает изучение свойств группы индивидуумов и получение общих выводов. Второй (идеографический) подход концентрируется на изучении свойств индивидуума. Первый подход доминирует в теории мотиваций.
— Противоречие между взглядами на врожденные и приобретенные свойства мотиваций. Какие из них преобладают или являются базовыми?
— Соотношение внутренних потребностей и внешних целей в процессе формирования мотиваций.
— Соотношение неосмысленных и осмысленных механизмов формирования мотиваций.
Рассмотрим кратко каждую из этих концепций.
Физиологическая школа мотивации
В ранних работах ученые физиологической школы объясняли деятельность человека с точки зрения физиологии. Гален, Чарльз Белл, Франк Магенд сформировали стимуляционно-реактивный подход к мотивациям. Луиджи Гальвани, Эмиль Дю Бойс-Рэймонд, Георг Мюллер, Германн фон Гельмгольц исследовали роль нервной системы в мотивации поведения. Франц Гэлл исследовал роль мозга в мотивации поведения.
Философская школа мотивации
Ученые философской школы основное внимание уделяли внешним причинам, которые и формируют потребности человека. Аристотель сформулировал концепция детерминизма, в которой полагал, что «стремления всегда связаны с целью» [3, 10], Рэне Декарт создал концепцию умственно-телесного дуализма, а Джон Локк концепцию внешней стимуляции мотиваций. В этом же направлении работал и Иван Павлов, создавая концепцию ассоциативного механизма мотиваций.
Сравнивая эти две ранние концепции можно выделить их существенные недостатки. Ученые физиологической школы опирались, прежде всего, на опытное познание, рассматривая при этом всю деятельность человека с точки зрения физиологии, в том числе нервной системы. Концепции ученых философской школы были слишком обобщенными. Они опирались, прежде всего, на чувственное познание окружающего мира. По сравнению с физиологической концепцией, философским явно недоставало опытного способа получения точных фактов.
Работы основоположников физиологической и философской школ и постепенное накопление новых фактов, привели к появлению различных концепций психологической теории мотиваций.
Психологическая школа мотивации
В конце XIX века Уильям Джеймс и Уильям МакДоугалл в своих работах сделали акцент на инстинктивной компоненте человеческого поведения, принизив при этом значение умственной (ментальной) концепции человеческой воли. В то же время, Джон Уатсон отверг концепции инстинкта и воли, и говорил, что для формирования поведения важнее обучение. Эти авторы явились основоположниками R-S (реактивно-стимуляционной) школы психологии или бихевиоризма, явившихся базой для возникновения школ “человеческих отношений” и “организационного поведения” в менеджменте. Позднее Роберт Вудворт и Кларк Халл связали возникновение мотиваций с изменениями внутренних потребностей тела. Бихевиоризм оставался доминирующей концепцией теории мотиваций до конца 1960-х. Однако, уже в 1920-30 г.г. Эдвард Толман и Вольфганг Кехлер высказывали несогласие и заявили о влиянии ожиданий относительно будущего на формирование мотиваций. Они провозгласили целевую направленность мотиваций, которые для человека базируются на умственной деятельности. Так появилось когнитивное направление в теории мотиваций. Которое оказалось полезным для разработки концепций «поведения, направленного на успех», «диссонансной мотивации» и «самоактуализации».
Тем не менее, общим в различных теориях мотивации является понимание потребности, которая заставляет людей выполнять те или иные действия. Как отметил Е.П. Ильин: «Сходство у большинства психологов наблюдается в том, что почти все признают за потребностью функцию пробуждения активности» [3, 21]
Дальнейшее развитие теории мотиваций происходило в рамках трех основных теорий:
— биологической,
— бихевиористической
— когнитивной.
Оглавление
Использование теорий мотивации в управлении персоналом /Введение/
Мотивация достижения, как основа построения систем мотивации для сотрудников.
История изучения мотивационной сферы
Биологические теории мотивации
Бихевиористические теории мотивации
Теория мотивации Фредерика Герцберга
Исследование отечественных ученых в области теории мотиваций
Прикладные аспекты теории мотивации
Мотивация на достижение успеха
Многофакторный подход к личностной мотивации сотрудников