Основы теории мотивации, заложенные в конце XIX, начале XX вв. получили свое развитие в работах ученых различных школ и привели к появлению ряда научных направлений.
Введение
Основы теории мотивации, заложенные в конце XIX, начале XX вв. получили свое развитие в работах ученых различных школ и привели к появлению ряда научных направлений. Наиболее активно изучение мотивационной сферы происходило в XX веке, что было обусловлено в первую очередь, потребностью общества в теоретических основах, для построения моделей, поведения человека, которые могут быть использованы для построения систем мотивации. Основными задачами, при этом, является повышение производительности труда или, в общем случае, повышение эффективности деятельности человека, как элемента социума. Однако стоит отменить, что развитие теории мотивации продолжается и в настоящее время. По словам профессора Е. П. Ильина, «В настоящее время в зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотивации» [3, 19]; он же отмечает, что «проблема мотивации и мотивов остается дискуссионной». [3, 20]. Это говорит о том, что единая общепринятая теория мотивации к настоящему времени не сложилась. Тем не менее, необходимость использования практических инструментов, основанных на тех или иных моделях, существует, и подобные инструменты используются в практике бизнеса. Поэтому данная тема остается актуальной для теоретических исследований, которые позволят приблизиться к пониманию мотивационной сферы человека.
Применительно к управлению хозяйственной деятельностью впервые проблема мотивов и стимулов была поставлена Адамом Смитом, который считал, что людьми управляют эгоистические мотивы, постоянное и неистребимое стремление людей улучшать свое материальное положение. Но А. Смит имел в виду, прежде всего мотивацию предпринимателя, что же касается мотивации рабочих, участников производственного процесса, то она А. Смита не интересовала совсем.
В то же время, построение моделей, поведения человека, в рамках трудовой деятельности, является актуальным. Тем более актуальной эта тема представляется сейчас, когда период, прошедший с момента начала перестройки (с начала 90-х годов) можно сопоставить с отдельным жизненным периодом человека. Кроме того, динамика экономического развития, особенно, в крупных городах, позволяет говорить о стабилизации экономической ситуации, росте доходов населения и развитии производства. Подобное положение позволяет надеяться, что в ближайшее время будет происходить рост востребованности психологических консультаций именно с точки зрения помощи менеджерам компаний в построении мотивационных схем.
Понятия теорий мотивации
За период развития мотивационных теорий сложился понятийный аппарат, основные понятия которого целесообразно представить в начале данной работы (цитируются по [10]).
Мотив
Мотив (от лат. moveo – двигаю) — материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.
Мотивация
Мотивация (лат. moveo – двигаю) — теоретический конструкт, обозначающий материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотивация представлена субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.
Основными признаками мотива являются: активизация деятельность (энергетический потенциал), направление активности на определенную цель, селективное внимание (на определенный вид раздражителей), подготовка к типичным образцам реагирования, реализация деятельности до достижения цели или до смены более сильной мотивацией.
Мотивация достижения
Мотивация достижения – элемент мотивационно–потребностной сферы, который характеризуется стремлением человека к успехам в различных видах деятельности и избеганием неуспеха. Проявляется в способности к конкуренции, в стремлении к совершенству, в желании напряженной работы. В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием тех успехов, которые достигаются индивидом. Первым понятие «мотивация достижения ввел Д.У. Аткинсон (род. 1923), американский психолог, для учета индивидуальных различий мотивов в формулу мотива реального поведения в актуальной ситуации (ценность поведения * вероятность успеха) в качестве сомножителя он ввел мотивацию достижения, устойчиво проявляющуюся в разных ситуациях (Motivational determinants of risk–taking behavior / Psychological Review. 1957, 64). Для выявления мотивации достижения часто используются проективные стратегии, в частности разработанную Дж. Мак–Клелландом и его сотрудниками методику на основе ТАТ, которую в дальнейшем усовершенствовал Г. Хекхаузен (тест Хекхаузена).
Потребность
Потребность – форма проявления интернациональной природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично биологической формой потребности является нужда. На ее восполнение направлены инстинкты, в которых заданы и свойства релевантных потребности предметов, и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения.
Для человека характерно, что даже те его потребности, которые связаны с задачами физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей осуществляется за счет общественно обусловленного развития их предметов. Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их реализации — в виде оценочных эмоций.
Потребности подразделяют по характеру деятельности (оборонительная деятельность, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая).
Поведение
Поведение – целеориентированная активность животного организма, которая служит для контакта с окружающим миром с целью удовлетворения потребностей. В основе конкретного поведения лежат та или иная органическая, или культурная потребность животного организма, над которой надстраиваются исполнительные действия, обеспечивающие ее удовлетворение.
Оглавление
Использование теорий мотивации в управлении персоналом /Введение/
Мотивация достижения, как основа построения систем мотивации для сотрудников.
История изучения мотивационной сферы
Биологические теории мотивации
Бихевиористические теории мотивации
Теория мотивации Фредерика Герцберга
Исследование отечественных ученых в области теории мотиваций
Прикладные аспекты теории мотивации
Мотивация на достижение успеха
Многофакторный подход к личностной мотивации сотрудников