Концепции маркетинга перечислены Ф. Котлером в его книге Маркетинг менеджмент. Он приводит пять концепций маркетинга. В разделе «ориентация компании на рынке».
Ф. Котлер пишет: «Существуют пять конкурирующих концепций, которые организация может взять за основу маркетинговой деятельности» и далее кратко останавливается на каждой из концепций:
Описания концепций из книги Ф. Котлер, К. Келлер. «Маркетинг менеджмент» СПб. «Питер». 2006.
Производственная концепция
Производственная концепция – одна из старейших в бизнесе. В соответствии с ней, потребители отдают предпочтение доступным и недорогим продуктам.
Основное внимание уделяется производству и распределению продукции.
Более подробно о производственной концепции маркетинга.
Товарная концепция
Товарная концепция предполагает, что потребители отдают предпочтение высококачественным товарам.
Основное внимание уделяется качеству продукции и ее постоянному совершенствованию.
Более подробно о товарной концепции маркетинга.
Сбытовая концепция
Согласно сбытовой концепции (ориентации на продажи) компания должна вести агрессивную сбытовую политику и интенсивно продвигать на рынке свои товары.
К этой концепции обращается большинство фирм, сталкивающихся с проблемой перепроизводства.
Более подробно о сбытовой концепции маркетинга.
Маркетинговая концепция
Маркетинговая концепция гласит, что залог достижения целей организации – создание, предоставление и продвижение повышенной ценности для выбранных целевых рынков. Более эффективными, чем у конкурентов способами
Более подробно о маркетинговой концепции.
Концепция холистического маркетинга
Концепция холистического маркетинга основана на планировании, разработке и внедрении маркетинговых программ и мероприятий, с учетом их широты и взаимозависимости.
Холистический маркетинг это подход, в котором делается попытка признать и сбалансировать различные компетенции и сложности маркетинговой деятельности.
Более подробно о холистическом маркетинге.
Хотя Филип Котлер говорит о пяти конкурирующих концепциях маркетинга, в разделе про рыночную ориентацию компании он называет еще четыре вида маркетинга. Эти категории характеризуют холистический маркетинг.
Маркетинг взаимоотношений
Маркетинг взаимоотношений (маркетинг партнерских отношений) – это практика построения долгосрочных взаимовыгодных взаимодействий с ключевыми рыночными партнерами компании (покупателями, поставщиками, дистрибьюторами и др.) в целях установления длительных отношений.
Конечный результат к которому стремится маркетинг взаимоотношений – формирование уникального актива компании, называемого маркетинговой партнерской сетью.
Более подробно о маркетинге взаимоотношений.
Интегрированный маркетинг
Интегрированный маркетинг основан на двух принципах:
- Для продвижения и предоставления ценности используются разные маркетинговые мероприятия.
- Все маркетинговые мероприятия координируются для максимизации их суммарного эффекта.
Внутренний маркетинг
Внутренний маркетинг направлен на принятие маркетинговых принципов всеми сотрудниками компании и особенно ее высшими руководителями.
Социально ответственный маркетинг
Социально ответственный маркетинг обеспечивает понимание этического, экологического, правового и социального контекстов маркетинга.
Концепция социально ответственного маркетинга провозглашает задачей организации установление потребностей, желаний и интересов целевых рынков и их удовлетворение.
Ф. Котлер, К. Келлер. «Маркетинг менеджмент» СПб. «Питер». 2006. Стр. 41 – 48.