Маркетинг определяет ассортиментную структуру производства, что влияет на формирование и дальнейшее развитие логистической системы.
Логистические структуры на предприятии тесно взаимодействуют со многими функциональными подразделениями: отделом маркетинга, службами финансов, планирования, производства, контроля. Наиболее существенная взаимосвязь у логистики с маркетингом. Выделим следующие задачи, решаемые на производственном предприятии
службой маркетинга:
- Анализ окружающей среды и рыночные исследования.
- Анализ потребителей.
- Планирование товара, определение ассортиментной специализации производства.
- Планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наивыгоднейшему сбыту услуг.
Если первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия службы логистики, то задачи третья и четвертая должны решаться совместно.
Маркетинговая логистика
Логистика — наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника к потребителю
Для развитых рыночных отношений становятся актуальными процессы интеграции маркетинга и логистики, которые образуют взаимодействие двух концепций руководства. Взаимодействие маркетинга — как концепции управления, ориентированной на рынок, и логистики — как концепции управления, ориентированной на поток, создает возможности повышения материальной и информационной полезности и ценности продукта, оцениваемых покупателем или клиентом.
Маркетинговую логистику можно определить как планирование, организацию, учет и контроль, анализ и регулирование всех операций по перемещению и складированию, связанных с потоком готовой продукции от конца производственной линии до прибытия продукции на рынок, а также каналов распределения, требующихся для организации и обеспечения взаимодействия между фирмой и ее рынками.
Задачей маркетинговой логистики является управление потоком готовой продукции, протекающим в направлении от производителя к потребителю.
Маркетинговая логистика представляет собой анализ, планирование, организацию и контролирование всех операций по перемещению и складированию, связанных с потоком готовой продукции от конца производственной линии до прибытия продукции на рынок, а также связанных с ними каналов распределения, требующихся для организации и обеспечения взаимодействия между компанией и ее рынками.
Выделяют два взаимосвязанных аспекта маркетинговой логистики: функциональный, связанный с прохождением материального потока и институциональный, связанный с выбором канала распределения и управления им.
Большое значение имеют готовность к немедленной поставке товара (т.е. товар есть в наличии и может быть отправлен покупателю немедленно) и время доставки. Поэтому маркетинговая логистика охватывает
- — разработку оптимальных маршрутов доставки,
- — выбор путей сообщения и транспортных средств,
- — складирование: каким должен быть размер основных и дополнительных («аварийных») товарных запасов, через какие интервалы времени товар должен поступать на склад и в каких количествах (для планирования и расчета этих параметров существуют специальные системы),
- — географическое распределение складов, т.е. выбор их оптимального местоположения.
Все эти операции вместе образуют логистическую систему предприятия.
Функции сбытового канала
Роль сбытового канала заключается в перемещении товаров от производителя к покупателям. Благодаря каналу устраняются разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользоваться. Участники сбытового канала выполняют несколько очень важных функций:
- Информационную: сбор и распространение информации, об имеющихся и потенциальных покупателях, конкурентах и других участниках и факторах маркетинговой среды.
- Продвижения: разработка и распространение информации в целях привлечения покупателей.
- Ведения переговоров: достижение согласия по ценовым и другим вопросам для обеспечения передачи прав владения или распоряжения товаром.
- Заказа: заключение соглашений с другими участниками канала на предмет приобретения товаров у производителя.
- Финансирования: изыскание и распределение средств, необходимых для покрытия издержек возникающих на различных уровнях канала.
- Принятие риска: принятие на себя ответственности за функционирование канала.
- Владения товаром6 последовательное хранение и перемещение самих продуктов, начиная от склада производителя и заканчивая конечным потребителем.
- Оплаты: перевод денег покупателя по счетам продавца через банки и другие финансовые учреждения.
- Маркировки: передача права собственности от одного физического или юридического лица к другому.
Некоторые из этих функций принадлежат прямому потоку, т.е. действия направлены от производителя к покупателю. Другие составляют обратный поток, от покупателя к продавцу. Остальные функции присутствуют в обоих направлениях.
Критерии выбора сбытового канала
Наилучшим является тот канал распределения, который обеспечивает: исполнение всех функций процесса коммерциализации; исполнение их лучше конкурентов; более низкие относительные издержки в сравнении с другими каналами. В то же время выбор конкретного канала сбыта определяется рядом факторов и параметров самого товара, покупательского поведения, состояния рынка и т.д. Набор таких критериев может быть достаточно большим, некоторые из них представлены в таблице.
Учитываемые характеристики | Значение характеристики | Рекомендуемые каналы при заданном значении характеристики | ||
Прямой канал | Косвенный канал | |||
Короткий | Длинный | |||
Характеристики рынка | ||||
Размер | Большой | * | ** | |
Протяженность | Большая | * | ** | |
Доступность | Низкая | * | ** | |
Концентрация | Высокая | * | ** | |
Характеристики покупателей | ||||
Величина покупки | Большая | ** | * | |
Регулярность покупки | Низкая | * | ** | |
Характеристики товаров | ||||
Сохранность | Низкая | ** | * | |
Габариты и вес | Большие | ** | * | |
Техническая сложность | Низкая | * | ** | |
Стандартизация | Низкая | ** | ||
Стадия ЖЦТ | Выведение на рынок | ** | * | |
Серийность | Высокая | * | ** | |
Ценность | Высокая | ** | * | |
Характеристики компании | ||||
Финансовые ресурсы | Небольшие | * | ** | |
Ассортимент | Большой | ** | * | |
Известность | Большая | * | ** | |
Масштаб деятельности | Большой | * | ** | |
Характеристики торговых посредников | ||||
Доступность | Высокая | ** | * | |
Издержки на привлечение | Высокие | * | ** | |
Уровень обслуживания | Высокий | ** | * |
** — рекомендуемый (наиболее подходящий канал).
* — допустимый канал.